Философская антропология есть центральная часть философии духа. она принципиально отличается от научного — биологического, социологического, психологического — изучения человека. и отличие это в том, что философия исследует человека из человека, исследует как принадлежащего к царству духа, наука же исследует человека как принадлежащего к царству природы, т. е. вне человека, как как существо, принадлежащее к двум мирам и себя преодолевать, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. с одинаковым правом можно сказать о человеке, что он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. человек не есть только порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах. он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию жизни космической. человек есть принципиальная новизна в природе. проблема человека совершенно неразрешима, если его рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. понять человека можно лишь в его отношении к богу. нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его. 1) как вы понимаете отмеченную философом уникальную особенность человека выступать субъектом и объектом деятельности? поясните свою мысль на примерах. 2) разделяете ли вы мнение философа о человеке как существе «парадоксальном» и «противоречивом»? свой ответ подкрепите аргументами. 3) прокомментируйте мысль н. а. бердяева о том, что «человек есть принципиальная новизна в природе».