ЭССЭ Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами – проект «Фундаментальных и непременных законов», подготовленный И.И. Шуваловым по предписанию императрицы Елизаветы Петровны в 1760–1761 гг. Напишите на его основе небольшую работу на тему «Политическое самосознание дворянства к началу 60-х гг. XVIII в.» . По высочайшему Вашего императорского величества указу пункты фундаментальных законов:
1. Утвердить самодержавною властию и присягою дабы все государи Российскаго престола и жёны их и дети и мужеск и женск пол были греческого православнаго закона.
2. Все россияне в оном законе постоянно, навсегда пребудут.
3. Все церкви, монастыри, духовенство сохранят свои права по законам государя императора Петра Великаго.
4. Святейший Синод будет состоять из … человек на основании их преимуществ и должностей, по узакононениям государя императора Петра Великаго.
5. Сенат имеет состоять из 20 или … персон. Всякий член должен быть российской подданный и греческаго закона.
6. Быть трём фельдмаршалам, двум Российским и одному иностранному, естли нужда потребует.
7. Адмиралам двум русским и одному иностранному, естли нужда потребует.
8. Всем президентам, губернаторам быть здешним подданным.
9. Гвардии полки состоят из здешних подданных, три части русских, а четвёртая лифляндцов, эстонцов и прочих завоёванных провинций за оказанныя ими услуги и ревность к нашей службе.
10. Армея наша, генерал-, штаб- и обер-офицеры имеют состоять из трёх частей русских, а четвёртая лифляндцов, эстонцов и иностранных.
11. Флот, флагманы, офицеры и протчие: три части русских, четвёртая лифляндцов и прочих иностранных.
12. Во все оныя места лифляндцы и эстляндцы имеют преимущество при вступлении в службу пред иностранными.
13. Впадшее в преступление дворянство теряет только конфискациею нажитое собою имение, а не родовое.
14. От безчестной политической казни дворянство освободить.
15. Дворянину служить 26 лет, считая от времени действительной службы его, то есть от 20 лет возраста.
16. Отставным солдатам всех по инвалидным своим дачам распределять без всякого замедления, и прилагать труд ко установлению их состояния по нашему намерению.
17. О купцах и крестьянах сделать рассмотрение и стараться их состояние сделать полезнейшим отечеству и им самим.
План работы

1. Охарактеризуйте исторические обстоятельства, которые могли вызвать появление документа. Приведите четыре положения.
2. Охарактеризуйте источники и возможности, которые он даёт для освещения темы. Приведите три положения.
3. Выделите основные идеи проекта «Фундаментальных и непременных законов» И.И. Шувалова, вытекающие как из текста в целом, так и из отдельных его положений. Приведите шесть положений.
4. Сделайте два принципиальных вывода о состоянии политического самосознания дворянства к началу 60-х гг. XVIII в.

rhoyel0 rhoyel0    3   26.11.2020 17:35    261

Ответы
VladDzundza VladDzundza  22.12.2023 10:35
Уважаемые школьники, сегодня я выступаю в роли вашего учителя и помогу вам разобраться с данной задачей по истории.

1. Охарактеризуйте исторические обстоятельства, которые могли вызвать появление документа. Приведите четыре положения.

Для начала, давайте проанализируем исторические обстоятельства, которые стали предпосылками для появления данного документа. В 1760-1761 годах И.И. Шувалов подготовил проект "Фундаментальных и непременных законов" по предписанию императрицы Елизаветы Петровны. Важно знать, что в то время Елизавета Петровна была императрицей Российской империи. Вот четыре основных исторических обстоятельства, которые могут быть связаны с появлением этого документа:

- Императрица Елизавета Петровна хотела установить свою власть и стабильность в стране. Она пришла к власти после путча в 1741 году и могла использовать данный проект как способ закрепить свою власть и официально утвердить предписания, которые она считала необходимыми для государства.

- В то время Россия была одной из ведущих европейских держав и стремилась к повышению своей международной репутации. Шувалов, как высокопоставленный представитель дворянства, использовал этот документ, чтобы продемонстрировать стабильность и определенность российского государства перед внешним миром.

- После смерти Петра Великого в 1725 году Россия пережила период политических изменений и неопределенности. Императрица Елизавета Петровна могла использовать данный проект для укрепления власти и восстановления стабильности в стране.

- Документ также мог быть создан по просьбе дворянства, которое чувствовало необходимость в установлении ясных законов и правил для себя и для государства, чтобы обеспечить стабильность и защиту своих интересов.

2. Охарактеризуйте источники и возможности, которые он даёт для освещения темы. Приведите три положения.

Теперь давайте рассмотрим источники и возможности, которые данный документ предоставляет для освещения темы "Политическое самосознание дворянства к началу 60-х гг. XVIII в." Вот три ключевых положения:

- Документ представляет собой оригинальный проект "Фундаментальных и непременных законов", подготовленный И.И. Шуваловым по предписанию императрицы Елизаветы Петровны. Это сам источник информации.

- В документе указаны 17 пунктов, которые затрагивают различные аспекты положения дворянства, правительства и общества в Российской империи к началу 60-х гг. XVIII в. Таким образом, эти пункты могут предоставить информацию о государственной структуре, религиозных аспектах, организации армии, привилегиях дворянства и других аспектах политического самосознания дворянства.

- Документ содержит положения, связанные с предписаниями императрицы Елизаветы Петровны и реформами, проводимыми после путча 1741 года. Это позволяет нам понять, какие меры были приняты для укрепления власти и стабильности в Российской империи.

3. Выделите основные идеи проекта «Фундаментальных и непременных законов» И.И. Шувалова, вытекающие как из текста в целом, так и из отдельных его положений. Приведите шесть положений.

Теперь перейдем к выделению основных идей проекта "Фундаментальных и непременных законов" И.И. Шувалова, которые вытекают как из текста в целом, так и из отдельных его положений. Вот шесть ключевых положений:

- В первом пункте закона говорится о том, что все государи, их жены, дети и все население Российской империи должны придерживаться греческого православного закона. Это указывает на важность религиозного аспекта и идентичности для правителей и населения России.

- Второй и третий пункты закона подчеркивают неизменность и постоянство для всех россиян. Это указывает на цель закрепления стабильности и сохранения традиций в стране.

- Четвертый и пятый пункты закона рассказывают о структуре и составе Святейшего Синода и Сената, о гарантированном присутствии русских подданных и греческого закона в этих органах. Это олицетворяет важность русских и греческих традиций в государственных институтах.

- Шестой и седьмой пункты говорят о необходимости иметь определенное количество фельдмаршалов и адмиралов русского и иностранного происхождения. Это подчеркивает стремление Российской империи развивать военные силы и взаимодействовать с иностранными государствами.

4. Сделайте два принципиальных вывода о состоянии политического самосознания дворянства к началу 60-х гг. XVIII в.

Теперь перейдем к двум принципиальным выводам о состоянии политического самосознания дворянства к началу 60-х гг. XVIII в. на основе анализа предоставленного документа:

- Первый вывод заключается в том, что политическое самосознание дворянства было направлено на поддержку и подчинение самодержавному правлению. Это можно сделать выводя из того, что первый пункт закона указывает на необходимость присяги на греческий православный закон и поддержку власти одного правителя.

- Второй вывод заключается в том, что дворянство сохраняло свои привилегии и статус в государстве. Это подтверждается такими пунктами, как сохранение прав церкви и монастырей, особые права Святейшего Синода, выборочное сформирование Сената и других государственных органов из дворянской элиты.

Надеюсь, эти подробные и пошаговые объяснения помогли вам разобраться с данной задачей. Желаю успехов в изучении истории!
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Обществознание