Э. Бенеш «Демократия сегодня и завтра»
Коммунизм, исходя из философии материализма, в своих принципиальных тезисах о государстве антииндивидуалистичен. Основной идеей и основой сознания каждой отдельной личности должно быть, согласно его представлениям, сознание государственного и общественного коллективизма, а не индивидуальное сознание. Общественный (и государственный) коллективизм следует рассматривать как основной и главный элемент социального существования. В своей деятельности, в своем сосуществовании и в своем развитии индивидуум зависит от этого коллективизма и исходит из него. Он — первичен, индивидуум - вторичен...
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает, следовательно, человеческое существо как первичное и основное, а общественный коллективизм (и особенно государство), складывающийся из отдельных людей, — как вторичное. Таким образом, для коммунизма развитие и свобода отдельной личности подчинены коллективистскому пониманию человеческого общества, а государство и коммунистическое общество в своем всемогуществе и суверенности являются для него абсолютной и высшей мерой всех ценностей, в том числе ценностей нравственных и духовных вообще. Отсюда — такая склонность к безоглядному жертвованию индивидом во имя государства и общества.
Во Каким образом индивидуализм воплощается в демократии?
Вспомните примеры из истории и современной жизни, которые могли бы подтвердить или опровергнуть мысли автора