В основе формирования любой человека лежит общение с артефактом, т. е. предметом, созданным искусственным путем. Но между такими артефактами есть принципиальная разница, связанная с противоположностью материальной и духовной культуры. Смысл и назначение предмета - вот критерий различения материальной и духовной культур.
В науке существует понятие первичных органических потребностей, к которым относятся потребности организма в пище, сне, тепле и т. п. Эти материальные потребности человек удовлетворяет не так, как животное, а с предметов культуры. А в результате те элементы "неорганического тела" человека, которые обслуживают его органические потребности, мы относим к материальной культуре. В противоположность этому духовной культуре принадлежит только то, чье предназначение находится за пределами практической пользы. И. Кант в свое время подчеркнул, что интерес к произведению искусства не связан с какой-либо пользой или выгодой. То же касается науки и религии. Люди пожертвовать многими благами и даже жизнью во имя своих принципов, убеждений и идеалов. Все это относится к идеальным мотивам деятельности человека. И явления духовной культуры несут в себе именно такое идеальное содержание, выступая посредниками в духовном общении людей. Материальная культура удовлетворяет потребности людей в прямом смысле своим содержанием, своим вещественным наполнением. Что касается духовной культуры, то здесь отношения между содержанием и формой оборачиваются. И у предмета духовной культуры для нас значима прежде всего его культурная форма, которая не столько удовлетворяет плоть, сколько развивает наши Конечно, органическую потребность можно удовлетворять по-разному. Можно пить воду прямо из-под крана, а можно - из хрустального фужера. Человеку свойственно украшать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически оформлены и не только существовать нашему организму, но и радуют душу. А это значит, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно.
Если материальная культура удовлетворяет частные телесные потребности, то духовная культура формирует всеобщие человека - средоточие его души. Своеобразие духовной культуры заключается в том, что, попав в эту сферу, предмет уже представляет, помимо самого себя, нечто другое и даже обретает некое всеобщее значение.
Смысл и назначение предмета - вот критерий различения материальной и духовной культур.
В науке существует понятие первичных органических потребностей, к которым относятся потребности организма в пище, сне, тепле и т. п. Эти материальные потребности человек удовлетворяет не так, как животное, а с предметов культуры. А в результате те элементы "неорганического тела" человека, которые обслуживают его органические потребности, мы относим к материальной культуре.
В противоположность этому духовной культуре принадлежит только то, чье предназначение находится за пределами практической пользы. И. Кант в свое время подчеркнул, что интерес к произведению искусства не связан с какой-либо пользой или выгодой. То же касается науки и религии. Люди пожертвовать многими благами и даже жизнью во имя своих принципов, убеждений и идеалов. Все это относится к идеальным мотивам деятельности человека. И явления духовной культуры несут в себе именно такое идеальное содержание, выступая посредниками в духовном общении людей.
Материальная культура удовлетворяет потребности людей в прямом смысле своим содержанием, своим вещественным наполнением. Что касается духовной культуры, то здесь отношения между содержанием и формой оборачиваются. И у предмета духовной культуры для нас значима прежде всего его культурная форма, которая не столько удовлетворяет плоть, сколько развивает наши
Конечно, органическую потребность можно удовлетворять по-разному. Можно пить воду прямо из-под крана, а можно - из хрустального фужера. Человеку свойственно украшать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически оформлены и не только существовать нашему организму, но и радуют душу. А это значит, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно.
Если материальная культура удовлетворяет частные телесные потребности, то духовная культура формирует всеобщие человека - средоточие его души. Своеобразие духовной культуры заключается в том, что, попав в эту сферу, предмет уже представляет, помимо самого себя, нечто другое и даже обретает некое всеобщее значение.