Дать характеристику типа государства (два любых на выбор) тип государства - основа - сущность - внешние функции государства - внутренние функции государства -
Функции государства - это основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачи определенного исторического этапа развития общества, а также механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы. Существенными признаками функций государства являются: 1) предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; 2) направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей, которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества; 3) определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных функций, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов. Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно - и его различные функции. Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. Внутренние функции - это основные направления деятельности государств внутри страны. К внутренним функциям государства относятся: 1) функции охране законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства; 2) функции легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидуумов; 3) политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета); 4) экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.) 5) социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.); 6) экологическая функция (деятельность, направления на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей); 7) идеологическая функция (пропаганда определении идей и ценностей с государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т.д.). Такой набор функций государства - свидетельство полного огосударствления общества, характерное для тоталитарного общества. С изменением соц. структуры общества государство уменьшает свое влияние в экономике, в идеологической сфере. На первый план выходит охрана интересов, прав и свобод человека, учет координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающий среды. Внешние функции -это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организацией или государствами. К внешним функциям относятся: 1) защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т.д.); 2) функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями. Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы). Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами). Еще одним основанием классификации функций государства служит продолжительность их существования. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые - обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение. По важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К последним относится, например, организация статистического учета. Но данная классификация вызывает возражения в юридической науке. Ряд ученых полагает, что т.к. функциями государства являются основные направления его деятельности, признание каких-либо функций неосновными некорректно.
социально значимые направления его
деятельности, выражающие сущность
государства и соответствующие главным
задачи определенного исторического этапа
развития общества, а также механизм
государственного воздействия на
происходящие в нем процессы.
Существенными признаками функций
государства являются:
1) предметная деятельность государства в
важнейших сферах общественной жизни; 2)
направленность этой деятельности на
выполнение тех задач и целей, которые стоят
на конкретном историческом этапе развития
общества;
3) определенные формы (чаще всего
правовые) реализации государственных
функций, связанные с применением особых, в
том числе властно-принудительных, методов.
Формирование функций происходит в
процессе становления и развития государства.
В разные исторические периоды приоритетное
значение могут приобретать различные цели
государства, а следовательно - и его
различные функции. Каждая из функций
государства имеет определенное содержание,
которое показывает, что делает государство,
чем занимаются его органы, какие вопросы
они решают. Содержание функций не остается
неизменным - оно меняется вместе с
изменениями, происходящими в обществе.
По объекту воздействия функции
государства могут быть разделены на
внутренние и внешние. Внутренние функции -
это основные направления деятельности
государств внутри страны. К внутренним
функциям государства относятся:
1) функции охране законности и
правопорядка, прав и свобод граждан
государства;
2) функции легализованного осуществления
принуждения в отношении различных
социальных групп и индивидуумов;
3) политическая функция (обеспечение
народовластия и государственного
суверенитета);
4) экономическая функция (выработка
экономической политики, формирование и
контроль за расходованием государственного
бюджета, установление системы
налогообложения, ценовой политики,
управление государственными предприятиями
и т.д.)
5) социальная функция (создание системы
социальной защиты населения, систем
здравоохранения, образования, пенсионного
обеспечения и т.д.);
6) экологическая функция (деятельность,
направления на охрану, восстановление и
улучшение природных условий жизни людей);
7) идеологическая функция (пропаганда
определении идей и ценностей с
государственных средств массовой
информации, воспитание в духе официальной
идеологии подрастающего поколения и т.д.).
Такой набор функций государства -
свидетельство полного огосударствления
общества, характерное для тоталитарного
общества. С изменением соц. структуры
общества государство уменьшает свое влияние
в экономике, в идеологической сфере. На
первый план выходит охрана интересов, прав
и свобод человека, учет координация
интересов различных групп населения, защита
прав меньшинств, охрана окружающий среды.
Внешние функции -это основные
направления деятельности государства,
проявляющиеся преимущественно вне
государства и общества, во взаимоотношениях
с другими организацией или государствами. К
внешним функциям относятся:
1) защита государства от внешней угрозы
(строительство вооруженных сил, ведение
оборонительных войн, создание и
деятельность контрразведки, пограничных
войск и т.д.);
2) функция взаимодействия с другими
государствами и международными
организациями.
Другим основанием для классификации
функций государства является характер
государственного воздействия на
общественные отношения. В соответствии с
ним все функции могут быть разделены на
охранительные и регулятивные.
Охранительные функции - это
деятельность государства, направленная на
обеспечение охраны всех существующих
общественных отношений (охрана прав и
свобод граждан, экологическая функция,
защита государства от внешней угрозы).
Регулятивные функции - это деятельность
государства, направленная на развитие
существующих общественных отношений
(экономическая, функция взаимодействия с
другими государствами).
Еще одним основанием классификации
функций государства служит
продолжительность их существования. В
соответствии с этим функции могут быть
постоянными и временными. Первые
выполняются государством в течение
длительного времени и чаще всего присущи
государству на ряде этапов его
существования. Вторые - обусловлены
конкретным периодом общественного
развития и по мере перехода к иному периоду
утрачивают свое значение.
По важности в общественной жизни
функции делятся на основные и неосновные
(подфункции). К последним относится,
например, организация статистического учета.
Но данная классификация вызывает
возражения в юридической науке. Ряд ученых
полагает, что т.к. функциями государства
являются основные направления его
деятельности, признание каких-либо функций
неосновными некорректно.