1. Сущность искусства Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления» , «искусство ведения войны») . В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т. е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм) , многообразном стремлении к изменению (Шиллер) , стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм) , стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. Если, произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтение художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.
Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более
высокого и особого сорта («искусство мышления» , «искусство ведения войны») .
В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и
созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые
отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от
произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями
человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в
этих областях участвуют также и силы искусства.
Реальные и душевные источники искусства, т. е. художественного
творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм) ,
многообразном стремлении к изменению (Шиллер) , стремлении к подражанию
(Аристотель, современный натурализм) , стремлении к символическому
изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом.
Если,
произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если,
читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне
настраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все, что
нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтение
художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные
силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одного
момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и
активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и
свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при
условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других
моментов человеческого духа.