Часть 3

1. прочитайте отрывок из романа в. каверина «два капита­на» и выполните .

«не могу назвать себя нетерпеливым человеком. но, кажет­ся, только гений терпения мог прочитать эти дневники! без сомнения, они писались на привалах, при свете коптилок из тюленьего жира, на сорока — пятиградусном морозе, замерзшей и усталой рукой. видно было, как в некоторых местах ру­ка срывалась и шла вниз, чертя длинную, , бес­смысленную линию. но я должен был прочитать их! …
«волей-неволей мы должны были отказаться от первона­чального намерения пройти во владивосток вдоль берегов си­бири. но нет худа без добра! совсем другая мысль теперь за­нимает меня. надеюсь, что она не покажется тебе, как
некоторым моим спутникам, «детской или безрассудной…»
страница кончалась на этих словах, а следующего листа не хватало. теперь я знал, что это за мысль: он хотел покинуть корабль и направиться к этой земле. экспедиция, которая была главной целью его жизни, не удалась. он не мог вернуться домой «с пустыми руками». он стремился к своей земле, и для меня было ясно, что если где-либо ещё сохрани­лись следы его экспедиции, то их нужно искать на этой зем­ле! но, может быть, это было ясно только для меня? может быть, это казалось мне таким ясным потому, что я знал жен­щину, именем которой была названа эта земля, и видел, как она умирала, и хотел найти следы этой экспедиции, и ещё больше хотел доказать кате, что я люблю её и никогда не перестану любить.
поздней ночью в марте 1935 года я переписал последнюю страницу этого дневника, последнюю, которую мне удалось разобрать. …
…с необыкновенной ясностью, во всей жизненной полноте, я увидел вокруг себя этих людей с их страхами и болезнями, с отчаяньем, видениями и . когда они покинули корабль, он стоял в ста семидесяти километрах от берега, а они около двух тысяч километров по ледяной пусты­не, потому что их проносило мимо земли. среди них не было капитана, но этот страшный дневник был полон им — его словами, любовью к нему и опасениями за его жизнь! про­щальная речь была написана карандашом, врезавшимся в бу­магу, — и это было самое разборчивое место во всём дневни­ке. «но вместо слов вырвался чуть слышный стон, и в углу глаз сверкнули слёзы…»
узнаю ли я когда-нибудь, что случилось с этим человеком, как будто поручившим мне рассказать его жизни, его смерти? оставил ли он корабль, чтобы изучить открытую им землю, или погиб от голода вместе со своими людьми, и шхуна, замёрзшая во льдах у берегов ямала, шла пу­тем нансена к гренландии с мёртвой командой? или в холод­ную бурную ночь, когда не видно ни звезд, ни луны, ни се­верного сияния, она была раздавлена , и с грохотом полетели вниз мачты, стеньги и реи, ломая всё на палубе и убивая людей, в предсмертных судорогах затрещал корпус, и через два часа пурга уже занесла снегом место катастрофы?
или ещё живут где-нибудь на безлюдном полярном острове люди со «св. марии», которые могли бы рассказать о судьбе корабля, о судьбе
да нет, куда там! минуло двадцать лет, как была высказа­на «детская», «безрассудная» мысль покинуть корабль и идти на землю марии. пошли ли они на эту землю? дошли ли? »

1) дайте определение понятия «моральный долг» и составьте с ним два предложения, раскрывающих его смысл.
2) главный герой романа «два капитана» александр григорь­ев занят поисками пропавшей в арктике экспедиции по нескольким причинам: он чувствует свой моральный долг перед катей татариновой, дочерью главы этой экспедиции, и считает, что должен восстановить справед­ливость, так как именно капитан татаринов открыл новый путь в арктике. является ли это общественным долгом? используя текст, не менее двух доказательств.

2. не менее двух примеров выполнения морально­го долга из , или кинематографа.

3. выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. при изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт no no

Настя55251 Настя55251    3   02.12.2019 11:46    560

Другие вопросы по теме Обществознание