22 !
исследование о разумении, приятное и полезное. так как разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему все то превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения, является предметом, заслуживающим изучения уже по одному своему благородству. разумение, подобно глазу, давая нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимает само себя: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать собственным объектом. но каковы бы ни были трудности, лежащие на пути к этому исследованию, что бы ни держало нас в таком неведении о нас самих, я уверен, что всякий свет, который мы сможем бросить на свои собственные умственные силы, всякое знакомство со своим собственным разумом будет не только приятно, но и весьма полезно, направить наше мышление на исследование других

джон локк (1632—1704) — философ.

«о сознании самого себя»

1. какова главная мысль фрагмента? (не менее 3 предложений)

2. согласны ли вы с мнением философа? (не менее 2 аргументов, 5 предложений)

3. как следует понимать слова локка о том, что «знакомство с собственным разумом будет, не только приятно, но и полезно»? в чем заключается эта польза? (не менее 3 терминов, 2 аргументов, 5 предложений).

2

то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, т. е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно. это справедливо даже тогда, когда человек еще не может произнести слово я: ведь он все же имеет его в мысли; и во всех языках, когда говорят от первого лица, всегда должно мыслить это я, хотя вы это сознание самого и не выражали особым словом. эта а именно мыслить) и есть рассудок.

но примечательно, что ребенок, который уже приобрел некоторый навык в речи, все же лишь сравнительно поздно (иногда через год) начинает говорить от первого лица, а до этого говорит о себе в третьем лице («карл хочет есть, гулять» и т. д.); когда же он начинает говорить от первого лица, кажется, будто он прозрел. с этого дня он никогда не возвращается к прежней манере говорить. прежде он только чувствовал себя, теперь он мыслит себя. < >

то обстоятельство, что ребенок в первую четверть года после своего рождения не умеет ни плакать, ни улыбаться, также как будто зависит от развития некоторых представлений об обиде и несправедливости, указывающих уже на наличие разума. если же он в этот промежуток времени начинает следить глазами за блестящими предметами, которые держат перед ним, то это самое начало развития восприятий (схватывания чувственного представления), имеющего целью расширить их до познания предметов [внешних] чувств, т. е. до опыта.

иммануил кант (1724—1804) — родоначальник классической философии.

lisa301 lisa301    2   29.09.2019 14:02    6

Другие вопросы по теме Обществознание