1 задание Перед вами два текста. Прочитайте.
1.Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в
шляпу. Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
Н.Носов «Живая шляпа»
2.Они вернулись на кухню. Они набрали из корзины картошки. Они стали швырять ее
в шляпу. Швыряли, швыряли в шляпу, и когда Вадик попал, шляпа как подскочит
кверху! Н.Носов «Живая шляпа»
Докажите, что в обоих случаях именно тексты, а не набор предложений .
Скажите, что в них общего, а в чем различия?
Как вы думаете, какой текст принадлежит перу Н.Носова, а какой испорчен?
Скажите, к чему приводит неоправданное использование повторов.
2 задание
Работа над темой .
Как устранить повтор-недочет.
Что сделать?
1. Мы с Вовкой сидели дома, за то, что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с
Вовкой пришел Котька.
2. Пришли мы на станцию. Спустились мы по лестнице. И поехали мы под
землей.
3. Схватил Котька фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и
стал песок на горку таскать. Песок был мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и так
взобрался на самый верх.
4. Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день Петя научился
считать до десяти.
5. Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая
сестра Рина, уже успела сделать уроки, и поэтому Рина пошла играть с подругами.
3. Закрепление материала.
Задание: найти в предложениях ошибки. Записать исправленный вариант.
1. Когда мы гладили себя по животу, мы веселились.
2. Во время физминутки нам было весело веселиться.
3. Мы гладили живот, мы стучали по голове, мы смеялись.
4. Нам было весело, когда мы смотрели на одноклассников.
4. Работа с новым словом.
Вы знаете такое выражение, как «масло масляное». Кто знает, как называются такие
выражения? Давайте посмотрим, какое значение этого слова дает «Толковый
словарь» Ожегова. (Тавтология-повторение того же самого другими словами, не
уточняющее смысла.) Тавтология бессодержательна и пуста, она не несет никакой
информации, и от нее стремятся избавиться как от ненужного ,
загромождающего речь и затрудняющего общение. Например, вам предложение:
«Самый страшный из путей на пути у всех путей», «Старая старушка». И вы в своих
сочинениях должны стараться не допускать тавтологии. Сейчас мы потренируемся.
Итак, в высказываниях Незнайки найдите тавтологию и устраните ее:
Птенцы падают вниз на землю.
Начало представления в 19 часов вечера.
Не задирайте нос кверху!
Ошибки чтеца неприятно резали слух.
Вода была мокрая.
5. Создание своего текста.
Практически всегда, читая чужой текст, мы с легкостью находим в нем ошибки. Но
совсем не видим этих же ошибок в своем тексте, сколько бы мы его не
перечитывали. Давайте попробуем составить свой собственный текст, опираясь на
полученные сегодня знания. Итак, задание. Составить небольшой текст (3-5
предложений) от лица персонажа, (Незнайки, Ромашки, Стекляшкина, Знайки), на
данную тему.
Темы текстов на выбор:
1. Прогулка в осеннем лесу под дождем.
2. Купание в апреле в холодном море (раз уж приехали).
3. Кормление хищного зверя в зоопарке (пока не видит смотритель).
4. Попытка донести до машины в руках 14 кактусов, купленных на 8 Марта
одноклассницам.