1
Мы с вами выяснили, что общение бывает РЕЧЕВОЕ и НЕРЕЧЕВОЕ. Общение предполагает, что его участники ПОНИМАЮТ друг друга…
Как вы думаете, человек может понять текст, в котором он не знает ни одного слова?
Если вы уверены, что «да», наверняка вам приходилось слышать имя Людмилы Стефановны Петрушевской (или, может быть, слышать её лингвистические сказки). А если вы ответили «нет», то в результате работы с одной из этих сказок, полагаю, вы убедитесь в обратном: ведь вы имеет представление о грамматике русского языка!
Людмила Петрушевская
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Попробуйте передать смысл этой сказки всем понятными русскими словами.
2
Прочтите диалог между братом и сестрой.
- Ох, и жара сегодня! За всё лето такого дня не было!
- Да ну, ерунда! Ничего не жарко.
- Давай в парк сходим, а?
- Как же бегу и падаю. Чего я там не видела в твоём парке?
- Ну, может, тогда на озеро)
- Ты что, совсем..?
- Ладно, Кать, домой пойду. Дай ключи.
- Свои надо носить. Сто раз говорила. Вечно валяются где попало. Я тебе ключница, да?
- Вообще-то есть хочется. Слушай, ты уже ела?
- Нет, тебя дожидалась. Что мне, голодной, что ли, сидеть…
Какой серьезный недостаток в характере вы посоветовали бы исправить Кате?
3
Составьте схему (можно и таблицу) «Малые группы в нашем классе» -
выделите по разным основаниям малые группы, например:
- тёзки
- любители собак
- шахматисты - книголюбы-книгочеи
- любители пения
- любители танцев - спортсмены
- фанаты футбола
и т. д.
Приведите 3-4 примера групповых норм, характерных для неформальной группы одноклассников.
4
«Поменьше говори – побольше услышишь». Эта народная мудрость – о том, что много ошибок в общении связано с неправильным слушанием. Прокомментируйте ниже приведённые правила.
1. Не притворяйся, что слушаешь. Потому что…
2. Не перебивай без надобности. Потому что…
3. Никогда не говори: «Я хорошо понимаю, что ты чувствуешь».
4. Не задавай слишком много вопросов…
5. Не давай советов другим…