Мы уже послушали самые красивые в мире арии, тем самым коснувшись вокального жанра в музыке. Мы изучили такую музыкальную форму, как увертюра и искали танец в шедеврах гениев.
Мы смело по коротким программным произведениям, где уже само название подсказывает образ, который можно "увидеть" в звуке. Теперь же время немного усложнить задачу именно в направлении формы. С пьесами, как простыми одночастными произведениями для одного инструмента, мы уже познакомились. Теперь пора познакомиться с сонатой. Это еще не симфония, но уже и не пьеса. Чтобы сразу привлечь внимание, напомним про “Лунную сонату” Бетховена, которая считается одним из самых популярных произведения в мире.
Итак, соната (от латинского "sonare" - "звучать") - музыкальное произведение для одного (чаще всего для фортепиано) или нескольких инструментов, которое обычно писалась композиторами в 3-х или 4-х частях. До ХIХ века "соната" не имела четкой структуры. По сути, любое инструментальное сольное произведение композитор мог назвать сонатой. Но в классической сонате части закрепились в более или менее строгой периодичности: первая и последняя части писались в быстром темпе, а средняя - в медленном. При этом первая часть имеет свою собственную усложненную внутреннюю структуру, называемую "сонатной формой", она делится на три части: экспозицию, разработку и репризу. Частенько этот набор венчает кода, которая подводит итоги всей части. Столь непростая структура сонаты в целом дает дает возможность композиторам создавать поистине великие драматические произведения. В музыкальных школах дети начинают знакомиться с сонатой через ее младшую сестру - “сонатину” (короткую и технически более легкую сонату).
Вы скажете, что все это очень похоже на математику, и будете правы. Да-да, искусство, построенное, казалось бы, на эмоциях и ассоциациях, при более глубоком подходе оказывается точной наукой, в которой верховодят гармония, полифония, и музыкальная форма. Все они входит в комплекс дисциплин, объединенных в теорию музыки. Но мы не станем углубляться в научные дебри, а просто послушаем яркие примеры классических сонат и узнаем их интересные истории.
Соната для фортепиано № 14 до-диез минор или “Лунная соната”, Людвиг ван Бетховен (1801 год)
Мы уже послушали самые красивые в мире арии, тем самым коснувшись вокального жанра в музыке. Мы изучили такую музыкальную форму, как увертюра и искали танец в шедеврах гениев.
Мы смело по коротким программным произведениям, где уже само название подсказывает образ, который можно "увидеть" в звуке. Теперь же время немного усложнить задачу именно в направлении формы. С пьесами, как простыми одночастными произведениями для одного инструмента, мы уже познакомились. Теперь пора познакомиться с сонатой. Это еще не симфония, но уже и не пьеса. Чтобы сразу привлечь внимание, напомним про “Лунную сонату” Бетховена, которая считается одним из самых популярных произведения в мире.
Итак, соната (от латинского "sonare" - "звучать") - музыкальное произведение для одного (чаще всего для фортепиано) или нескольких инструментов, которое обычно писалась композиторами в 3-х или 4-х частях. До ХIХ века "соната" не имела четкой структуры. По сути, любое инструментальное сольное произведение композитор мог назвать сонатой. Но в классической сонате части закрепились в более или менее строгой периодичности: первая и последняя части писались в быстром темпе, а средняя - в медленном. При этом первая часть имеет свою собственную усложненную внутреннюю структуру, называемую "сонатной формой", она делится на три части: экспозицию, разработку и репризу. Частенько этот набор венчает кода, которая подводит итоги всей части. Столь непростая структура сонаты в целом дает дает возможность композиторам создавать поистине великие драматические произведения. В музыкальных школах дети начинают знакомиться с сонатой через ее младшую сестру - “сонатину” (короткую и технически более легкую сонату).
Вы скажете, что все это очень похоже на математику, и будете правы. Да-да, искусство, построенное, казалось бы, на эмоциях и ассоциациях, при более глубоком подходе оказывается точной наукой, в которой верховодят гармония, полифония, и музыкальная форма. Все они входит в комплекс дисциплин, объединенных в теорию музыки. Но мы не станем углубляться в научные дебри, а просто послушаем яркие примеры классических сонат и узнаем их интересные истории.
Соната для фортепиано № 14 до-диез минор или “Лунная соната”, Людвиг ван Бетховен (1801 год)
Объяснение: