Прослушавший «Войну и мир» Игорь Стравинский говорил Покровскому: «Никогда ничего не переделывайте из того, что вы поставили». Режиссер старался следовать этому совету. Для новаторской по своей сути музыкальной трактовки Прокофьевым «Войны и мира» Покровский стремился создать гармоничные сценические формы. Как отмечает критик И. Попов, он достиг «убедительного раскрытия концентрированности сюжетной драматургии разнообразия и быстрой смены картин — и вместе с тем воссоздал эпическую величавость концепции произведения в целом». Первое достигается благодаря подвижности сценического пространства и тщательной отработки всех смен декораций. Именно в этом спектакле столь важную роль стало играть параллельное развитие действия «в разных сценических этажах» (сцена в Отрадном с ее двухъярусной конструкцией). Второе — за счет особой акцентировки массовых сцен, в которых найдены «драматургические арки», цементирующие форму целого. Вместе с художником В.Ф. Рындиным постановщик нашел интересный прием, который придает эпическое величие всему спектаклю. Портал сцены превращен в раздвижной ампирный портик. Раздвигаясь и смыкаясь, монументальные белые колонны в одних эпизодах оживают, образуя многоярусную картину, в других — служат своеобразным памятником эпохи, напоминающим о масштабности происходящих событий.
В рецензиях театральных журналов опера Прокофьева была воспринята положительно. Наиболее кратко художественный итог спектакля можно выразить словами «торжество музыки». Достижения Прокофьева во многом определили будущий облик оперного искусства в России. Его «Война и мир» стала не только откликом на потребность своего времени, но и условием для развития творчества последующих поколений композиторов.
Прослушавший «Войну и мир» Игорь Стравинский говорил Покровскому: «Никогда ничего не переделывайте из того, что вы поставили». Режиссер старался следовать этому совету. Для новаторской по своей сути музыкальной трактовки Прокофьевым «Войны и мира» Покровский стремился создать гармоничные сценические формы. Как отмечает критик И. Попов, он достиг «убедительного раскрытия концентрированности сюжетной драматургии разнообразия и быстрой смены картин — и вместе с тем воссоздал эпическую величавость концепции произведения в целом». Первое достигается благодаря подвижности сценического пространства и тщательной отработки всех смен декораций. Именно в этом спектакле столь важную роль стало играть параллельное развитие действия «в разных сценических этажах» (сцена в Отрадном с ее двухъярусной конструкцией). Второе — за счет особой акцентировки массовых сцен, в которых найдены «драматургические арки», цементирующие форму целого. Вместе с художником В.Ф. Рындиным постановщик нашел интересный прием, который придает эпическое величие всему спектаклю. Портал сцены превращен в раздвижной ампирный портик. Раздвигаясь и смыкаясь, монументальные белые колонны в одних эпизодах оживают, образуя многоярусную картину, в других — служат своеобразным памятником эпохи, напоминающим о масштабности происходящих событий.
В рецензиях театральных журналов опера Прокофьева была воспринята положительно. Наиболее кратко художественный итог спектакля можно выразить словами «торжество музыки». Достижения Прокофьева во многом определили будущий облик оперного искусства в России. Его «Война и мир» стала не только откликом на потребность своего времени, но и условием для развития творчества последующих поколений композиторов.
Объяснение: