РОДИЛСЯ ИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ АЛЯБЬЕВ
15 августа 1787
4 (15) августа 1787 г. в городе Тобольске в семействе родовых дворян родился известный русский композитор Александр Александрович Алябьев.
Отец Алябьева служил вице-губернатором, покровительствовал местному театру и оркестру. Будущий композитор получил хорошее домашнее образование и с детских лет приобщился к занятиям музыкой. В 1796 г. семья Алябьевых переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьёзные занятия музыкой у И. Г. Миллера — знаменитого контрапунктиста, у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804 г. Алябьев жил в Москве. В 1810 г. были изданы его первые сочинения — «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», два фортепианных вальса, написан первый струнный квартет. Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки.
В 1812 г. композитор поступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях и действиях партизанских отрядов. Был награждён орденами Св. Анны 3-й степени «За храбрость», Св. Владимира 4-й степени и медалью «В память Отечественной войны 1812 года». Окончил войну в чине ротмистра. В 1823 г. Алябьев вышел в отставку в чине подполковника.
С 1823 г. композитор жил в Москве, принимал деятельное участие в театральной жизни. Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра, создал музыку к ряду водевилей, выступал в любительских концертах.
В начале 1825 г. Алябьев был арестован по подозрению в убийстве и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. В 1828 г., после трёхлетнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижер и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828), и ряд оркестровых произведений.
В 1832-1833 гг. Алябьев жил на Кавказе, в 1833-1834 гг. — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал сборник «Голоса украинских песен» (1834).
Лишь в 1843 г. Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова вошёл в театральную среду, стал писать музыку к драматическим спектаклям.
Деятельность Алябьева развертывалась в период становления русской музыкальной классики. В своих произведениях он отобразил новый строй чувств, присущий искусству декабристской эпохи. Особенно примечательно в этом смысле вокальное творчество Алябьева: с ним вошли в русский романс темы гражданского звучания, идеи патриотизма, свободолюбия. Вокальное творчество также тесно связано с традициями русского городского фольклора начала XIX в. В своих «русских песнях» он талантливо претворил лучшие черты бытовой песенной лирики пушкинской эпохи. Общенародную популярность приобрела песня «Соловей» (1826) на текст А. А. Дельвига. Чуткий и вдумчивый художник, Алябьев проявлял большое внимание к новым явлениям русской поэзии. Он был одним из первых интерпретаторов лирики А. С. Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Пробуждение» и др.), В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова и др.
Особое место в творчестве Алябьева занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжёлых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирической исповедью композитора. Яркое воплощение получила патриотическая тема, отображённая в песнях 1830‑х гг. («Песни Баяна» на слова Языкова и др.).
РОДИЛСЯ ИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ АЛЯБЬЕВ
15 августа 1787
4 (15) августа 1787 г. в городе Тобольске в семействе родовых дворян родился известный русский композитор Александр Александрович Алябьев.
Отец Алябьева служил вице-губернатором, покровительствовал местному театру и оркестру. Будущий композитор получил хорошее домашнее образование и с детских лет приобщился к занятиям музыкой. В 1796 г. семья Алябьевых переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьёзные занятия музыкой у И. Г. Миллера — знаменитого контрапунктиста, у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804 г. Алябьев жил в Москве. В 1810 г. были изданы его первые сочинения — «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», два фортепианных вальса, написан первый струнный квартет. Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки.
В 1812 г. композитор поступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях и действиях партизанских отрядов. Был награждён орденами Св. Анны 3-й степени «За храбрость», Св. Владимира 4-й степени и медалью «В память Отечественной войны 1812 года». Окончил войну в чине ротмистра. В 1823 г. Алябьев вышел в отставку в чине подполковника.
С 1823 г. композитор жил в Москве, принимал деятельное участие в театральной жизни. Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра, создал музыку к ряду водевилей, выступал в любительских концертах.
В начале 1825 г. Алябьев был арестован по подозрению в убийстве и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. В 1828 г., после трёхлетнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижер и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828), и ряд оркестровых произведений.
В 1832-1833 гг. Алябьев жил на Кавказе, в 1833-1834 гг. — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал сборник «Голоса украинских песен» (1834).
Лишь в 1843 г. Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова вошёл в театральную среду, стал писать музыку к драматическим спектаклям.
Деятельность Алябьева развертывалась в период становления русской музыкальной классики. В своих произведениях он отобразил новый строй чувств, присущий искусству декабристской эпохи. Особенно примечательно в этом смысле вокальное творчество Алябьева: с ним вошли в русский романс темы гражданского звучания, идеи патриотизма, свободолюбия. Вокальное творчество также тесно связано с традициями русского городского фольклора начала XIX в. В своих «русских песнях» он талантливо претворил лучшие черты бытовой песенной лирики пушкинской эпохи. Общенародную популярность приобрела песня «Соловей» (1826) на текст А. А. Дельвига. Чуткий и вдумчивый художник, Алябьев проявлял большое внимание к новым явлениям русской поэзии. Он был одним из первых интерпретаторов лирики А. С. Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Пробуждение» и др.), В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова и др.
Особое место в творчестве Алябьева занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжёлых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирической исповедью композитора. Яркое воплощение получила патриотическая тема, отображённая в песнях 1830‑х гг. («Песни Баяна» на слова Языкова и др.).