Ария-Рондо Фарлафа , витязь варяжский (бас)
Объяснение:
«Фарлаф». Как опера построена на контрастных сопоставлениях, так
и страницы учебника переносят детей со свадебного пира в трудный и опасный
путь, который совершает один из персонажей — Фарлаф. Чтобы дети лучше почувствовали, как композитор в стремительной арии, написанной в форме рондо,
высмеивает спесь и бахвальство Фарлафа, учитель может выразительно
прочитать (или попросить сделать это самих детей) начальную фразу:
«О радость! Я знал, я чувствовал заране, что мне лишь суждено свершить столь
славный подвиг», изображая серьезность и воодушевление. Затем спросить, что
может представлять собой персонаж, которому принадлежат эти слова, каким
рисуется его характер. Ребята обычно говорят: «смелый, мужественный,
решительный». Однако при последующем слушании рондо выясняется, что
музыка развенчивает этого «героя», выдавая его трусость и бахвальство. Дети
сравнивают прямую речь героя с характеристикой, которую ему, дает Пушкин:
…Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей…
Теперь, если обратиться непосредственно к музыке, можно убедиться в том,
как ярко она передает все, что происходит в душе Фарлафа. Школьники
с учителя выясняют, какими выразительными средствами композитор
рисует портрет Фарлафа. Вначале — короткие фразы, частые повторы одних
и тех же интонаций, прерывистая речь напуганного человека: «Я весь дрожу…»
Здесь можно сравнить музыкальную интонацию с разговорной: как бы ребята
сами сказали такие слова, а как передал их в музыке композитор? Реплику
«Откройся мне, скажи, кто ты» учащиеся могут спеть и с названием нот,
и со словами. Теперь можно вернуться к словам Фарлафа «О радость!»
и прочитать их так, как они того требуют: очень значительно и хвастливо. В ответ
на какие слова Наины они звучат? В ходе работы выясняется, что образ
волшебницы неизменен. Ее речь звучит на одном повторяющемся звуке, как
заклинание: «Ступай домой и жди меня: Руслана победить, Людмилой овладеть
тебе я С гордостью, важно признается она Фарлафу в том, кто она.
А какое чувство возникает у детей, если они споют ее «признание»?
Тему «Рондо Фарлафа» учащиеся также могут исполнить по нотной записи.
При этом они должны постараться передать теперь уже совершенно иное
состояние героя — безудержную радость, торжество и хвастовство. Здесь
открывается и смысловое значение формы рондо, которая дает возможность
композитору путем постоянного возвращения к рефрену утвердить главную
мысль: «Близок уж час торжества моего».
Интересно сопоставить рондо Фарлафа с «Болтуньей» С. Прокофьева:
юмористическая зарисовка персонажей, общность их характера (хвастливая
болтливость), использование формы рондо. Сравнение ребятам
осознать взаимодействие различных средств выразительности, придающих
неповторимый характер каждому образу.
Почувствовать истинный характер героя иллюстрация в учебнике —
фото Ф. Шаляпина в роли Фарлафа, а также подпевание репликам действующих
лиц, своего рода театрализация при повторном слушании всей сцены из второго
действия оперы. Такая работа приучает детей быть внимательными
к интонационной выразительности речи и музыки.
Ария-Рондо Фарлафа , витязь варяжский (бас)
Объяснение:
«Фарлаф». Как опера построена на контрастных сопоставлениях, так
и страницы учебника переносят детей со свадебного пира в трудный и опасный
путь, который совершает один из персонажей — Фарлаф. Чтобы дети лучше почувствовали, как композитор в стремительной арии, написанной в форме рондо,
высмеивает спесь и бахвальство Фарлафа, учитель может выразительно
прочитать (или попросить сделать это самих детей) начальную фразу:
«О радость! Я знал, я чувствовал заране, что мне лишь суждено свершить столь
славный подвиг», изображая серьезность и воодушевление. Затем спросить, что
может представлять собой персонаж, которому принадлежат эти слова, каким
рисуется его характер. Ребята обычно говорят: «смелый, мужественный,
решительный». Однако при последующем слушании рондо выясняется, что
музыка развенчивает этого «героя», выдавая его трусость и бахвальство. Дети
сравнивают прямую речь героя с характеристикой, которую ему, дает Пушкин:
…Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей…
Теперь, если обратиться непосредственно к музыке, можно убедиться в том,
как ярко она передает все, что происходит в душе Фарлафа. Школьники
с учителя выясняют, какими выразительными средствами композитор
рисует портрет Фарлафа. Вначале — короткие фразы, частые повторы одних
и тех же интонаций, прерывистая речь напуганного человека: «Я весь дрожу…»
Здесь можно сравнить музыкальную интонацию с разговорной: как бы ребята
сами сказали такие слова, а как передал их в музыке композитор? Реплику
«Откройся мне, скажи, кто ты» учащиеся могут спеть и с названием нот,
и со словами. Теперь можно вернуться к словам Фарлафа «О радость!»
и прочитать их так, как они того требуют: очень значительно и хвастливо. В ответ
на какие слова Наины они звучат? В ходе работы выясняется, что образ
волшебницы неизменен. Ее речь звучит на одном повторяющемся звуке, как
заклинание: «Ступай домой и жди меня: Руслана победить, Людмилой овладеть
тебе я С гордостью, важно признается она Фарлафу в том, кто она.
А какое чувство возникает у детей, если они споют ее «признание»?
Тему «Рондо Фарлафа» учащиеся также могут исполнить по нотной записи.
При этом они должны постараться передать теперь уже совершенно иное
состояние героя — безудержную радость, торжество и хвастовство. Здесь
открывается и смысловое значение формы рондо, которая дает возможность
композитору путем постоянного возвращения к рефрену утвердить главную
мысль: «Близок уж час торжества моего».
Интересно сопоставить рондо Фарлафа с «Болтуньей» С. Прокофьева:
юмористическая зарисовка персонажей, общность их характера (хвастливая
болтливость), использование формы рондо. Сравнение ребятам
осознать взаимодействие различных средств выразительности, придающих
неповторимый характер каждому образу.
Почувствовать истинный характер героя иллюстрация в учебнике —
фото Ф. Шаляпина в роли Фарлафа, а также подпевание репликам действующих
лиц, своего рода театрализация при повторном слушании всей сцены из второго
действия оперы. Такая работа приучает детей быть внимательными
к интонационной выразительности речи и музыки.