Жанр: Фортепианная миниатюра в си-бемоль мажоре из цикла «Детский альбом», ор. З9.
Это одна из наиболее популярных пьес цикла. Веселый танец, полный изящества; лишь в средней части тема, перешедшая в нижний регистр, выступает нарочито грубовато, с задорным юмором. Звучание мелодии дополняется непрерывным гармоническим развитием; партия правой и левой руки воспринимаются не как мелодия и аккомпанемент, а как единое целое.
Пьеса, как и большинство пьес «Детского альбома», очень легко воспринимается буквально с первого раза, и после всего одного прослушивания, расставаясь с нею, уносишь в сердце ее очаровательный грациозный мотив. Констатировать это легко - труднее определить, за счет чего композитору удалось достичь этого эффекта. ответ на этот вопрос требует того, чтобы внимательнее присмотреться к тому, как пьеса построена, как она сконструирована.
«Строительный материал» «Польки» очень прост. Одно это делает ее легко запоминающейся. Можно говорить о музыкальной теме, которая лежит в ее основе. Мелодическое зерно пьесы – первый такт. Далее вся она построена на этом мотиве, он формирует тему, причем ее развитие необычайно естественно: мелодия поднимается вверх, звучит как бы вопросом (первые два такта) и затем спускается – ответ (вторые два такта). Так строится первое предложение периода. Во втором предложении мотивы те же, но происходит поворот в тональность доминанты. Этот раздел повторяется дважды, составляя первую часть пьесы. Повторение, которое указано композитором знаком репризы, необходимо выполнять, поскольку, если этого не сделать, будут нарушены пропорции всей пьесы.
В первой части пьесы мелодия помещена в верхнем голосе, а левая рука исполняет аккомпанемент - простой и совершенно традиционный для музыки подобного рода.1 В средней части, наоборот, мелодия звучит в нижнем голосе, тогда как аккомпанемент передан правой руке. Третья часть (реприза), в которой мелодия возвращается в верхний голос, во втором своем предложении отходит от буквального повторения музыки первой части. Это сделано для того, чтобы привести пьесу к завершению в основной тональности: окончание первой части, естественно, модулировало, наоборот, из основной тональности в другую – доминантовую, чтобы у пьесы было развитие. Эти гармонические приемы совершенно обычны и не дают никакого повода для какого-то более специального обсуждения. Обычность и естественность как раз и делают эту пьесу легко воспринимаемой; отсюда ее необычайная популярность, особенно в детском музыкальном образовании.
П. И. Чайковский. «Детский альбом»
Полька
Жанр: Фортепианная миниатюра в си-бемоль мажоре из цикла «Детский альбом», ор. З9.
Это одна из наиболее популярных пьес цикла. Веселый танец, полный изящества; лишь в средней части тема, перешедшая в нижний регистр, выступает нарочито грубовато, с задорным юмором. Звучание мелодии дополняется непрерывным гармоническим развитием; партия правой и левой руки воспринимаются не как мелодия и аккомпанемент, а как единое целое.
Пьеса, как и большинство пьес «Детского альбома», очень легко воспринимается буквально с первого раза, и после всего одного прослушивания, расставаясь с нею, уносишь в сердце ее очаровательный грациозный мотив. Констатировать это легко - труднее определить, за счет чего композитору удалось достичь этого эффекта. ответ на этот вопрос требует того, чтобы внимательнее присмотреться к тому, как пьеса построена, как она сконструирована.
«Строительный материал» «Польки» очень прост. Одно это делает ее легко запоминающейся. Можно говорить о музыкальной теме, которая лежит в ее основе. Мелодическое зерно пьесы – первый такт. Далее вся она построена на этом мотиве, он формирует тему, причем ее развитие необычайно естественно: мелодия поднимается вверх, звучит как бы вопросом (первые два такта) и затем спускается – ответ (вторые два такта). Так строится первое предложение периода. Во втором предложении мотивы те же, но происходит поворот в тональность доминанты. Этот раздел повторяется дважды, составляя первую часть пьесы. Повторение, которое указано композитором знаком репризы, необходимо выполнять, поскольку, если этого не сделать, будут нарушены пропорции всей пьесы.
В первой части пьесы мелодия помещена в верхнем голосе, а левая рука исполняет аккомпанемент - простой и совершенно традиционный для музыки подобного рода.1 В средней части, наоборот, мелодия звучит в нижнем голосе, тогда как аккомпанемент передан правой руке. Третья часть (реприза), в которой мелодия возвращается в верхний голос, во втором своем предложении отходит от буквального повторения музыки первой части. Это сделано для того, чтобы привести пьесу к завершению в основной тональности: окончание первой части, естественно, модулировало, наоборот, из основной тональности в другую – доминантовую, чтобы у пьесы было развитие. Эти гармонические приемы совершенно обычны и не дают никакого повода для какого-то более специального обсуждения. Обычность и естественность как раз и делают эту пьесу легко воспринимаемой; отсюда ее необычайная популярность, особенно в детском музыкальном образовании.