в одном из залов третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — «троица», написанная андреем рублевым в первой четверти xv века. три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни xv столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. но так ли это?
создания величайшей иконы человечества примерно такова. игумен никон (ставший после сергия радонежского настоятелем троице-сергиевого монастыря) сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный троицкий собор не был украшен живописью. предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, никон призвал для работы андрея рублева и даниила черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. игумен никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу сергию радонежскому».
приступать к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания его строительства. и первой заботой было создание главной иконы — «троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.
«троица» с момента своего создания была любимейшей иконой художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. но судьба самого андрея рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. даже в начале xx века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. осталось лишь имя, да и то знали его только любители искусства. даже в знаменитой энциклопедии брокгауза и ефрона, выходившей в 1890—1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об андрее рублеве.
теперь мы знаем, что андрей рублев жил в нелегкий, но знаменательный период . обескровленная и униженная чужеземным игом, русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета золотой орды. то было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. к числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на землю вторгся хан едигей. разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) андрей рублев и создал свое лучшее произведение — «троицу», которая в те времена имела значение особое. правда, другие , что «троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный троицкий собор.
ответ: по преданию, изложенному в ветхом завете, старцу аврааму явились трое юношей, и он со своей женой саррой угощал их под сенью мамврийского дуба, догадываясь, что в них воплотилась божественная троица. обычно иконописцы передавали эту сцену с большой обстоятельностью, однако рублёв решил отступить от сложившихся канонов и исполнил икону лаконично, дабы лишние мирские подробности не отвлекали зрителя от божественных образов, необычайно глубоких и гармоничных. среди участников трапезы мы видим только трех ангелов, а на столе вместо предполагаемых яств – чашу с головой тельца, символ жертвы христа.
ответ: по преданию, изложенному в ветхом завете, старцу аврааму явились трое юношей, и он со своей женой саррой угощал их под сенью мамврийского дуба, догадываясь, что в них воплотилась божественная троица. обычно иконописцы передавали эту сцену с большой обстоятельностью, однако рублёв решил отступить от сложившихся канонов и исполнил икону лаконично, дабы лишние мирские подробности не отвлекали зрителя от божественных образов, необычайно глубоких и гармоничных. среди участников трапезы мы видим только трех ангелов, а на столе вместо предполагаемых яств – чашу с головой тельца, символ жертвы христа.подобно любому «большому» произведению, «троица» имеет множество философских подтекстов, несет в себе сложное богословское содержание. принято считать, что центральный ангел олицетворяет собой христа, левый – бога-отца, в правом же воплотился святой дух. христос, преисполненный печальной задумчивости и смирения, жестом руки благословляет чашу, тем самым выражая свою готовность принять на себя тяжесть искупления грехов человеческих
ответ:
в одном из залов третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — «троица», написанная андреем рублевым в первой четверти xv века. три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни xv столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. но так ли это?
создания величайшей иконы человечества примерно такова. игумен никон (ставший после сергия радонежского настоятелем троице-сергиевого монастыря) сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный троицкий собор не был украшен живописью. предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, никон призвал для работы андрея рублева и даниила черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. игумен никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу сергию радонежскому».
приступать к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания его строительства. и первой заботой было создание главной иконы — «троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.
«троица» с момента своего создания была любимейшей иконой художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. но судьба самого андрея рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. даже в начале xx века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. осталось лишь имя, да и то знали его только любители искусства. даже в знаменитой энциклопедии брокгауза и ефрона, выходившей в 1890—1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об андрее рублеве.
теперь мы знаем, что андрей рублев жил в нелегкий, но знаменательный период . обескровленная и униженная чужеземным игом, русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета золотой орды. то было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. к числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на землю вторгся хан едигей. разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) андрей рублев и создал свое лучшее произведение — «троицу», которая в те времена имела значение особое. правда, другие , что «троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный троицкий собор.
ответ:
ответ: по преданию, изложенному в ветхом завете, старцу аврааму явились трое юношей, и он со своей женой саррой угощал их под сенью мамврийского дуба, догадываясь, что в них воплотилась божественная троица. обычно иконописцы передавали эту сцену с большой обстоятельностью, однако рублёв решил отступить от сложившихся канонов и исполнил икону лаконично, дабы лишние мирские подробности не отвлекали зрителя от божественных образов, необычайно глубоких и гармоничных. среди участников трапезы мы видим только трех ангелов, а на столе вместо предполагаемых яств – чашу с головой тельца, символ жертвы христа.
ответ: по преданию, изложенному в ветхом завете, старцу аврааму явились трое юношей, и он со своей женой саррой угощал их под сенью мамврийского дуба, догадываясь, что в них воплотилась божественная троица. обычно иконописцы передавали эту сцену с большой обстоятельностью, однако рублёв решил отступить от сложившихся канонов и исполнил икону лаконично, дабы лишние мирские подробности не отвлекали зрителя от божественных образов, необычайно глубоких и гармоничных. среди участников трапезы мы видим только трех ангелов, а на столе вместо предполагаемых яств – чашу с головой тельца, символ жертвы христа.подобно любому «большому» произведению, «троица» имеет множество философских подтекстов, несет в себе сложное богословское содержание. принято считать, что центральный ангел олицетворяет собой христа, левый – бога-отца, в правом же воплотился святой дух. христос, преисполненный печальной задумчивости и смирения, жестом руки благословляет чашу, тем самым выражая свою готовность принять на себя тяжесть искупления грехов человеческих