В ночь на Ивана Купалу собирают травы, приобретающие в этот день чудесные свойства, такие например, как плакун-трава, одолень-трава, чертополох, разрыв-трава; в эту ночь, по народному верованию, цветет огненным цветом папоротник, и тот, кому удастся подсмотреть это цветение, может найти под ним клад. К празднику Купалы примыкал сливавшийся иногда с ним праздник в честь Ярилы (от славянского «яр» — свет, жар, пыл). Это был праздник похорон Ярилы, совершавшийся через неделю после Троицы, во Всесвятское заговенье. Похороны эти или совершались при чучел, олицетворяющих Ярилу, или кто-нибудь из присутствующих играл роль Ярилы. Обряды купальские сопровождались песнями. При зажигании в костре чучела пели: «Купала на Ивана! Где Купала ночевала? Купала на Ивана ночевала у Ивана». При потоплении чучела пели подобную же песнь: «Купала на Ивана! Купався Иван, та в воду упав. Купала на Ивана!». Любопытна песня, в которой Купала представляется хозяином золотых кладов: в ней поющий представляет себе цветение папоротника, представляет себе, как он подстережет цвет, сорвет его, найдет золотой клад и станет богач-богатырь.
В ночь на Ивана Купалу собирают травы, приобретающие в этот день чудесные свойства, такие например, как плакун-трава, одолень-трава, чертополох, разрыв-трава; в эту ночь, по народному верованию, цветет огненным цветом папоротник, и тот, кому удастся подсмотреть это цветение, может найти под ним клад. К празднику Купалы примыкал сливавшийся иногда с ним праздник в честь Ярилы (от славянского «яр» — свет, жар, пыл). Это был праздник похорон Ярилы, совершавшийся через неделю после Троицы, во Всесвятское заговенье. Похороны эти или совершались при чучел, олицетворяющих Ярилу, или кто-нибудь из присутствующих играл роль Ярилы. Обряды купальские сопровождались песнями. При зажигании в костре чучела пели: «Купала на Ивана! Где Купала ночевала? Купала на Ивана ночевала у Ивана». При потоплении чучела пели подобную же песнь: «Купала на Ивана! Купався Иван, та в воду упав. Купала на Ивана!». Любопытна песня, в которой Купала представляется хозяином золотых кладов: в ней поющий представляет себе цветение папоротника, представляет себе, как он подстережет цвет, сорвет его, найдет золотой клад и станет богач-богатырь.