Пародия (греч. parodia, букв. - пение наизнанку, от para - против и ode - песнь) в цирке, вид комич. или сатирич. сценки, высмеивающей к.-л. реальное явление или произв. иск-ва. Характеристика приема. Примеры пародий из репертуара иностранных и русских цирков (на конные номера - "Пешая кавалерия", на эквилибр с переходной лестницей - "Полет на Луну", на иллюзию - "Гипноз", на известных артистов - "Аделина Пати", на спорт - "Бокс", на кино - "Операция "Г"" и др. ) Выдающиеся пародисты (бр.Фрателлини, А.Л.Дуров, Эйжен и Лепом, В.Лазаренко, Карандаш и др.).
Гротеск - предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Рождение термина и характеристика приема. Примеры гротеска в литературе (М.Е. Салтыков Щедрин - "История одного города"), живописи (картины И.Босха) и др. Гротеск в цирке. Примеры из репертуара известных клоунов (Лазаренко - "Свинство", Карандаш - "Шкаф очковтирателя", К.Берман - "Мыльный пузырь", Б.Вяткин - "Творческий рост" и др.).
Эксцентрика (от лат. excentricus - вне центра), художественный приём заострённо-комедийного изображения явлений действительности. Характеристика приема. Примеры из "перевернутого" смехового мира Древней Руси (лубочные картинки, небылицы, "перевертыши" типа "шиворот-навыворот" и др.). "Левые" театры в начале 20 в. (В.Мейерхольда, М.Фореггера и др.). О Фабрике эксцентрического актера (ФЭКС - 1922 г.). Эксцентрика в цирке. Примеры из клоунады и других жанров (акробатика - "борьба за стул" и др.; музыкальная эксцентрика - "Вторая рапсодия Листа" (Е. Амвросьева, Г. Шахнин) и др.).
Тема 2. Режиссер в цирке
Режиссер в цирке - постановщик цирковых спектаклей, программ, номеров. Функции режиссера в дореволюционных цирках (Чинизелли, А. Саламонского, П. Крутикова, бр. Никитиных). Режиссеры-постановщики балетно-пантомимических цирковых спектаклей (20-30-е гг. в Московском и Ленинградском цирках - Н. Фореггер, А. Горский, К. Голейзовский, Н. Петров, Н. Горчаков, Н. Акимов т др.) Задачи режиссера в постановке зоопантомим, сюжетно-тематических и дивертисментных спектаклей. Выдающиеся имена: А. Арнольд, Г. Венецианов, В. Труцци, Н. Зиновьев, В. Головко и др. Задачи режиссера в работе над номером. Выдающиеся имена: С. Каштелян, Ю. Мандыч, П. Майстренко, В. Гнеушев, B.Левшин и др. Режиссер в работе с клоунами (Г. Венецианов - Б. Вяткин; М. Местечкин - Ю. Никулин и М. Шуйдин; Ю. Белов - Л. Енгибаров и др.) Отделение по выпуску режиссеров цирка в ГИТИСе (1966).
Тема 3. Художник в цирке
Художник в цирке, о его роли и задачах в создании циркового спектакля (аттракциона, номера), специфика работы. Выдающиеся имена художников в историческом контексте (в 20-х гг. В. Ходасевич, М. Беспалов, Н. Рогачев и др. в цирке В. Труцци). Художники театра и кино, сотрудничавшие с цирком - Т. Бруни, Н. Акимов, К. Юон, В. Рындин, Б. Эрдман, П. Кузнецов, скульптор С. Конёнков. Художники и их участие в цирковых постановках (А. Фальковский - конная сюита "Бахчисарайская легенда", Л. Окунь - спектакль "Карнавал на Кубе", Е. Чемодурова - программы "Цирк на льду", совм. с А. Судакевич и В. Сахновским, и "Балет на льду" и др.). Работа художников в оформлении программ для нац. коллективов (Рындин - "Под цыганским шатром", Зайцева - "Русские самоцветы" и др.); над костюмом (М. Зайцева, С. Горская, Г. Амелина и др.), эскизами ковров (Судакевич, Фальковский и др.). Художник - моменталист - одна из форм работы художника в цирке (В.Л.Дуров, А.Алешичев и др.).
Тема 4. Цирк в художественной и мемуарной литературе
1. Известные литературные произведения, отображающие цирковое искусство: "Пассажир без билета", "Цирк приехал!" - А. Аронов, "Всегда тринадцать" - А. Бартэн, "В царстве скуки", "Встряска", "Клоун" - М. Горький, "Гуттаперчевый мальчик" - Э. Григорович, "Братья Земгано" - Э. Гонкур, "Рассказы о цирке" - А. Куприн, "Три толстяка" - Ю. Олеша, "Жонглер богоматери" - А. Франс, "Ярмарка", "Каштанка" - А. Чехов и др.
2. Мемуарная литература, содействующая углубленному изучению истории и специфики циркового искусства (по жанрам): акробатика - "Люди-мячики" - Сосин А., Лободин М. и др. атлетика - "В воздухе и на арене" - Зикин И. и др. гимнастика - "Полвека под куполом цирка" - Конев Ф. и др. дрессировка - "На арене и вокруг нее" - Бугримова И. и др. жонглирование - "Если ты - жонглер" - Кисс А. и др. иллюзия - "От магов древности до иллюзионистов наших дней" - Вадимов А., Тривас М. и др. клоунада - "Записки старого клоуна" - Радунский И. и др. эквилибр - "Вся жизнь в цирке" - Кох З. и др.
Тема 1. Пародия, гротеск и эксцентрика в цирке
Пародия (греч. parodia, букв. - пение наизнанку, от para - против и ode - песнь) в цирке, вид комич. или сатирич. сценки, высмеивающей к.-л. реальное явление или произв. иск-ва.
Характеристика приема. Примеры пародий из репертуара иностранных и русских цирков (на конные номера - "Пешая кавалерия", на эквилибр с переходной лестницей - "Полет на Луну", на иллюзию - "Гипноз", на известных артистов - "Аделина Пати", на спорт - "Бокс", на кино - "Операция "Г"" и др. )
Выдающиеся пародисты (бр.Фрателлини, А.Л.Дуров, Эйжен и Лепом, В.Лазаренко, Карандаш и др.).
Гротеск - предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
Рождение термина и характеристика приема. Примеры гротеска в литературе (М.Е. Салтыков Щедрин - "История одного города"), живописи (картины И.Босха) и др.
Гротеск в цирке. Примеры из репертуара известных клоунов (Лазаренко - "Свинство", Карандаш - "Шкаф очковтирателя", К.Берман - "Мыльный пузырь", Б.Вяткин - "Творческий рост" и др.).
Эксцентрика (от лат. excentricus - вне центра), художественный приём заострённо-комедийного изображения явлений действительности.
Характеристика приема. Примеры из "перевернутого" смехового мира Древней Руси (лубочные картинки, небылицы, "перевертыши" типа "шиворот-навыворот" и др.).
"Левые" театры в начале 20 в. (В.Мейерхольда, М.Фореггера и др.).
О Фабрике эксцентрического актера (ФЭКС - 1922 г.).
Эксцентрика в цирке. Примеры из клоунады и других жанров (акробатика - "борьба за стул" и др.; музыкальная эксцентрика - "Вторая рапсодия Листа" (Е. Амвросьева, Г. Шахнин) и др.).
Тема 2. Режиссер в цирке
Режиссер в цирке - постановщик цирковых спектаклей, программ, номеров.
Функции режиссера в дореволюционных цирках (Чинизелли, А. Саламонского, П. Крутикова, бр. Никитиных).
Режиссеры-постановщики балетно-пантомимических цирковых спектаклей (20-30-е гг. в Московском и Ленинградском цирках - Н. Фореггер, А. Горский, К. Голейзовский, Н. Петров, Н. Горчаков, Н. Акимов т др.)
Задачи режиссера в постановке зоопантомим, сюжетно-тематических и дивертисментных спектаклей. Выдающиеся имена: А. Арнольд, Г. Венецианов, В. Труцци, Н. Зиновьев, В. Головко и др.
Задачи режиссера в работе над номером. Выдающиеся имена: С. Каштелян, Ю. Мандыч, П. Майстренко, В. Гнеушев, B.Левшин и др.
Режиссер в работе с клоунами (Г. Венецианов - Б. Вяткин; М. Местечкин - Ю. Никулин и М. Шуйдин; Ю. Белов - Л. Енгибаров и др.)
Отделение по выпуску режиссеров цирка в ГИТИСе (1966).
Тема 3. Художник в цирке
Художник в цирке, о его роли и задачах в создании циркового спектакля (аттракциона, номера), специфика работы.
Выдающиеся имена художников в историческом контексте (в 20-х гг. В. Ходасевич, М. Беспалов, Н. Рогачев и др. в цирке В. Труцци).
Художники театра и кино, сотрудничавшие с цирком - Т. Бруни, Н. Акимов, К. Юон, В. Рындин, Б. Эрдман, П. Кузнецов, скульптор С. Конёнков.
Художники и их участие в цирковых постановках (А. Фальковский - конная сюита "Бахчисарайская легенда", Л. Окунь - спектакль "Карнавал на Кубе", Е. Чемодурова - программы "Цирк на льду", совм. с А. Судакевич и В. Сахновским, и "Балет на льду" и др.).
Работа художников в оформлении программ для нац. коллективов (Рындин - "Под цыганским шатром", Зайцева - "Русские самоцветы" и др.); над костюмом (М. Зайцева, С. Горская, Г. Амелина и др.), эскизами ковров (Судакевич, Фальковский и др.).
Художник - моменталист - одна из форм работы художника в цирке (В.Л.Дуров, А.Алешичев и др.).
Тема 4. Цирк в художественной и мемуарной литературе
1. Известные литературные произведения, отображающие цирковое искусство:
"Пассажир без билета", "Цирк приехал!" - А. Аронов,
"Всегда тринадцать" - А. Бартэн,
"В царстве скуки", "Встряска", "Клоун" - М. Горький,
"Гуттаперчевый мальчик" - Э. Григорович,
"Братья Земгано" - Э. Гонкур,
"Рассказы о цирке" - А. Куприн,
"Три толстяка" - Ю. Олеша,
"Жонглер богоматери" - А. Франс,
"Ярмарка", "Каштанка" - А. Чехов и др.
2. Мемуарная литература, содействующая углубленному изучению истории и специфики циркового искусства (по жанрам):
акробатика - "Люди-мячики" - Сосин А., Лободин М. и др.
атлетика - "В воздухе и на арене" - Зикин И. и др.
гимнастика - "Полвека под куполом цирка" - Конев Ф. и др.
дрессировка - "На арене и вокруг нее" - Бугримова И. и др.
жонглирование - "Если ты - жонглер" - Кисс А. и др.
иллюзия - "От магов древности до иллюзионистов наших дней" - Вадимов А., Тривас М. и др.
клоунада - "Записки старого клоуна" - Радунский И. и др.
эквилибр - "Вся жизнь в цирке" - Кох З. и др.