Моральный долг - это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале - ко всем живым существам.Долг - это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться более значимой воле, чем собственная. Долг, - сказано в словаре В.И. Даля, - всё должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его. Ключевым словом здесь является слово обязанность. Человек, по Далю, безусловно, обязан Богу, государству, семье. Как обычно своё определение понятия он иллюстрирует пословицами и поговорками, которые характеризуют отношение русского человека к долгу.
Известны различные подходы к пониманию сущности морального долга, определяемые мировоззрением. Религиозное мировоззрение усматривает основу долга в божественных заповедях; атеистическое - в самой природе человека, в априорном моральном законе, в естественном стремлении человека к получению удовольствия, наслаждения. Важной вехой развития содержания морального долга в истории этической мысли было творчество Иммануила Канта (1724-1804). Кант - философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии, основатель критического или трансцендентального, идеализма. Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в таких трудах, как Основы метафизики нравственности (1785), Критика практического разума (1788), Метафизика нравов (1792). К ним примыкают работы Канта Об изначально злом в человеческой природе (1792), Религия в пределах только разума (1793). Кант делает попытку всесторонне решить проблему Человек и окружающий мир, ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые он в Критике чистого разума сформулировал так: Что я могу знать?. Что я должен делать?. На что я могу надеяться? Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.
Известны различные подходы к пониманию сущности морального долга, определяемые мировоззрением. Религиозное мировоззрение усматривает основу долга в божественных заповедях; атеистическое - в самой природе человека, в априорном моральном законе, в естественном стремлении человека к получению удовольствия, наслаждения.
Важной вехой развития содержания морального долга в истории этической мысли было творчество Иммануила Канта (1724-1804). Кант - философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии, основатель критического или трансцендентального, идеализма. Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в таких трудах, как Основы метафизики нравственности (1785), Критика практического разума (1788), Метафизика нравов (1792). К ним примыкают работы Канта Об изначально злом в человеческой природе (1792), Религия в пределах только разума (1793). Кант делает попытку всесторонне решить проблему Человек и окружающий мир, ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые он в Критике чистого разума сформулировал так:
Что я могу знать?.
Что я должен делать?.
На что я могу надеяться?
Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.