Торговые дела в Курске вели как посадские, так и мелкие служилые люди - стрельцы, казаки, пушкари. Обороты некоторых из них были довольно солидными. В таможенной книге 1623-1624 гг. значится, что курский стрелец М. Носков трижды «являл» юфтовые кожи, лисьи и куньи меха, рыбу, мед, орехи - 8 возов на 70 рублей, казак М. Пузиков - 6 возов соли на 36 рублей, пушкарь М. Понин - мыло, сукно и другие товары на 40 рублей. Это была крупная по тому времени торговля, и совершенно очевидно, что названные служилые люди по существу входили в состав купечества. Наряду с ними торговлей, а также ремеслом занимались крестьяне светских и духовных феодалов. В упомянутой таможенной книге несколько раз отмечено, к примеру, что куплю-продажу лошадей совершали именно крестьяне. В 1639 году крестьянам Троицкого девичьего и Бого-родицкого мужского монастырей принадлежало на рынке 34 торговых места (лавки, полки, скамьи) и 10 кузниц. В товарно-денежные отношения вовлекались духовенство и мелкие землевладельцы. Так, мы располагаем сведениями, что протопоп соборной церкви держал на откупе перевоз через реку Сейм, а дети боярские называются в документах в связи с куплей и продажей лошадей.
Наряду с ними торговлей, а также ремеслом занимались крестьяне светских и духовных феодалов. В упомянутой таможенной книге несколько раз отмечено, к примеру, что куплю-продажу лошадей совершали именно крестьяне. В 1639 году крестьянам Троицкого девичьего и Бого-родицкого мужского монастырей принадлежало на рынке 34 торговых места (лавки, полки, скамьи) и 10 кузниц.
В товарно-денежные отношения вовлекались духовенство и мелкие землевладельцы. Так, мы располагаем сведениями, что протопоп соборной церкви держал на откупе перевоз через реку Сейм, а дети боярские называются в документах в связи с куплей и продажей лошадей.