Всего за полтора последних десятилетия террористическая угроза приобрела качественно новое содержание, которое позволило многим аналитикам и исследователям проблемы заявить о появлении «терроризма новой волны». Его вертикальная и горизонтальная эскалация, смена мотиваций, расширение диапазона методов, приемов и применяемых средств позволяют прийти к печальному выводу. Терроризм, выведя уникальную восходящую траекторию, за ничтожный по продолжительности исторический период времени из маргинальной практики превратился в политическую стратегию, став глобальной транснациональной угрозой. Значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности Российской Федерации существенно возросла, а трагедия в Беслане коренным образом изменила восприятие российским обществом характера и степени этой угрозы. По данным Национального антитеррористического комитета с 2005 по 2007 гг. на территории Российской Федерации было совершено 411 террористических актов, из них более 90% – против сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти в Южном федеральном округе.[1] Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях – межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию. Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России – это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них, как видится автору, весьма затруднительно. Можно выделить две группы объектов национальной безопасности России, на которые может быть направлена террористическая активность[2]: Первую группу объектов составляют общие объекты посягательств, в отношении которых выдвигаются цели их ослабления или уничтожения. Это внутренняя и внешняя безопасность страны, ее международные связи, положение и интересы, независимость и суверенитет государства, основы общественного строя, политическая организация общества, государственная власть и ее институты, безопасность граждан. Вторая группа объектов включает безопасность людей и различных материальных объектов: жизнь, здоровье, свобода конкретных лиц и групп; нормальное функционирование и физическая целостность предметов и сооружений. Это объекты непосредственного террористического воздействия. Применяя различным образом насилие по отношению к лицам или конкретным материальным объектам, террористические организации рассчитывают на достижение выдвинутых ими целей и задач ослабления и подрыва общих объектов терроризма. Принимая во внимание Концепцию национальной безопасности Российской Федерации 2000 г., можно заключить, что терроризм несет угрозу экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной и экологической сферам государства.[3] Рассмотрим теперь эти аспекты более подробно. Терроризм несет угрозу экономической сфере государства. Реализация национальных интересов страны возможна только на основе устойчивого развития экономики, следовательно, национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми. Терроризм же ударяет по экономике, не только принося людские и материальные потери, но и снижая инвестиционную привлекательность, ухудшая имидж страны, блокируя функционирование туристической индустрии и пр. В работах отечественных ученых, посвященных импорту институтов странами с переходной экономикой и политическим компонентам инвестиционных рисков в российских регионах, было показано, что в отсутствие надлежащих гарантий неприкосновенности личности риски долго инвестиций и длительных трансакций резко ухудшают качество инвестиционного климата.[4] С точки зрения диссертанта, народы, не преодолеть насилие и обеспечить личные права, не могут выйти на траекторию долго устойчивого экономического роста. В итоге, каждая из стран, переживших волну терроризма и военных кампаний «против терроризма», в т.ч. и Северокавказский регион Российской Федерации, оказывается отброшенной в своем развитии на десятки лет, что в свою очередь обеспечивает социальную базу для потенциального воспроизводства террористов. Терроризм угрожает национальной безопасности России в сфере внутриполитических интересов, нарушая стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, несет угрозу территориальной целостности, единству правового пространства, правопорядку и завершению процесса становления демократического общества.
Значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности Российской Федерации существенно возросла, а трагедия в Беслане коренным образом изменила восприятие российским обществом характера и степени этой угрозы. По данным Национального антитеррористического комитета с 2005 по 2007 гг. на территории Российской Федерации было совершено 411 террористических актов, из них более 90% – против сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти в Южном федеральном округе.[1]
Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях – межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию.
Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России – это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них, как видится автору, весьма затруднительно.
Можно выделить две группы объектов национальной безопасности России, на которые может быть направлена террористическая активность[2]:
Первую группу объектов составляют общие объекты посягательств, в отношении которых выдвигаются цели их ослабления или уничтожения. Это внутренняя и внешняя безопасность страны, ее международные связи, положение и интересы, независимость и суверенитет государства, основы общественного строя, политическая организация общества, государственная власть и ее институты, безопасность граждан.
Вторая группа объектов включает безопасность людей и различных материальных объектов: жизнь, здоровье, свобода конкретных лиц и групп; нормальное функционирование и физическая целостность предметов и сооружений. Это объекты непосредственного террористического воздействия. Применяя различным образом насилие по отношению к лицам или конкретным материальным объектам, террористические организации рассчитывают на достижение выдвинутых ими целей и задач ослабления и подрыва общих объектов терроризма.
Принимая во внимание Концепцию национальной безопасности Российской Федерации 2000 г., можно заключить, что терроризм несет угрозу экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной и экологической сферам государства.[3] Рассмотрим теперь эти аспекты более подробно.
Терроризм несет угрозу экономической сфере государства. Реализация национальных интересов страны возможна только на основе устойчивого развития экономики, следовательно, национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми. Терроризм же ударяет по экономике, не только принося людские и материальные потери, но и снижая инвестиционную привлекательность, ухудшая имидж страны, блокируя функционирование туристической индустрии и пр.
В работах отечественных ученых, посвященных импорту институтов странами с переходной экономикой и политическим компонентам инвестиционных рисков в российских регионах, было показано, что в отсутствие надлежащих гарантий неприкосновенности личности риски долго инвестиций и длительных трансакций резко ухудшают качество инвестиционного климата.[4] С точки зрения диссертанта, народы, не преодолеть насилие и обеспечить личные права, не могут выйти на траекторию долго устойчивого экономического роста. В итоге, каждая из стран, переживших волну терроризма и военных кампаний «против терроризма», в т.ч. и Северокавказский регион Российской Федерации, оказывается отброшенной в своем развитии на десятки лет, что в свою очередь обеспечивает социальную базу для потенциального воспроизводства террористов.
Терроризм угрожает национальной безопасности России в сфере внутриполитических интересов, нарушая стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, несет угрозу территориальной целостности, единству правового пространства, правопорядку и завершению процесса становления демократического общества.