Прочитайте фрагмент из произведения н. бердяева «философия неравенства» и определите, какими чертами он наделяет культуру, а какими – цивилизацию. письмо тринадцатое. о культуре культура и цивилизация – не одно и то же. культура родилась из культа. истоки ее – сакральные. вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. культура – благородного происхождения. культура имеет религиозные основы. культура символична по своей природе. символизм свой она получила от культовой символики. в культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. цивилизация всегда имеет вид pawenu (выскочки). в ней нет связи с символикой культа. ее происхождение мирское. она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический.
Всю свою творческую жизнь Н.А. Бердяев (1874-1948) писал о свободе и о культуре.
Но самым неангажированным произведением на эту тему была «Философия неравенства», в 13-м письме «О культуре». Бердяев очень четко, в духе формальной, а не диалектической логики высказывается по всем острейшим в тот год, «России страшный год», вопросам культуры. Прежде всего, он четко разводит культуру и цивилизацию.
«Культура и цивилизация не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее - сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органически свой период была связана с жизнью религиозной».
Культура не демократична по своему характеру и по самой природе чужда реализму.
«Культура благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь».
Бердяев выводит основной закон культуры - преемственность и тем признает действие в культуре консервативного начала, наряду с творческим, обращенным к будущему и созидающим новые ценности.
У цивилизации нет столь благородного происхождения, как у культа. Бердяев подчеркивает мирское происхождение цивилизации. «Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие».
В силу наличия у культуры консервативной компоненты развития культура и революция, по Бердяеву, несовместимы.