Основной материал в крестьянском
быту-дерево да береста.
На Русском Севере ( в Архангельской
области) делают мастера добрую
посуду. Удобные и красивые туеса,
короба хлебницы, набирухи для ягод и
грибов.
Любят мастера украшать предметы
быта росписью.
А еще мастерят деревенские умельцы
из тонкой легкой щепы сказочных
птиц.
Чуть золотится береста и мягко и светло ,
Конечно это не спроста: в ней солнышка
тепло,
Снегов пушистых белизна и серебро дождей.
Как душу радует она нам красотой своей!
И чудо мастер сохранил всю прелесть
бересты.
Ей жизнь вторую подарил, добавил красоты.
А. Васильев.
Из берѐсты на Руси делались простые
древнейшие музыкальные инструменты –
рожки и дудки. С
Кузовок (набирка,
набируха и др.) –
предназначен для
сбора дикорастущих и
садовых ягод.
Особенно он удобен
для мягких плодов,
которые в кузовке
абсолютно не мнутся и
не выпускают ценный,
питательный сок, а
остаются целыми и
свежими.
Плетѐные изделия выполнялись из
полос берѐсты косым или прямым
плетением. Ширина полосы могла быть
от минимальной 5 мм. до 6-7 см.
максимум. Размеры самих изделий очень
разняться. Походная солонка могла быть
размером меньше кулака, а сундук из
берѐсты не уступал по размерам своему
собрату из досок.
В употреблении крестьян была
берестяная обувь. Ступни, лапти,
башмаки были рабочей обувью, в
которой убирали за скотом, сенокосили,
ходили по дому. В разных регионах были
свои формы лаптей и своѐ наименование.
Для хранения продуктов
изготовляются туеса, закрываемые
сверху довольно плотно круглой дощатой
крышкой с приделанной к ней
маленькой дужкой.
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ.
графический тип росписи
деревянных предметов
(прялок). Сложился к
началу 19 в. в низовьях р.
Мезени, селе Палащелье
Архангельской обл.
Применяемая техника –
капелька, усик, штрих,
спираль, листок.
Основным мотивом
является геометрический
орнамент – солярные
диски, кресты, ромбы.
Любят мастера
Русского севера
украшать предметы
Технология выпол
Среди орнаментов — фризы со стилизованными
схематичными изображениями коней и оленей, которые
начинаются и обрываются на границах предмета.
Выполненные чѐрной и красной красками, фигурки
животных словно возникают из геометрического
орнамента. Все изображения очень статичны и лишь
благодаря многократному повтору возникает ощущение
динамики.
Щепная птица- птица счастья
А ещѐ мастерят деревенские
умельцы из тонкой лѐгкой
щепы сказочных птиц.
Птица-красавица с пышным
веерообразным хвостом и
крыльями смотрится как
лучезарное солнце.
Подвешенная к потолку, она
кружится от лѐгкого дуновения
ветерка, словно летит,
напоминая о солнце, желанной
весне.
Верили люди, что приносят
птицы счастье,
добро, охраняют покой дома,
несут детишкам здоровье.
Птицей счастья стали
называть люди щепную птицу
Мастер расщеплял один конец сосновой чурки, стараясь,
чтобы щепа получалась тонкой.
Расслоив конец чурочки, мастер закладывал одну щепу за
другую, цепляя их фигурными краями. Так получался
нарядный лучистый хвост. Из другого конца чурки мастер
вырезал птицу и прикреплял к тулову крылья,
выполненные из другой чурки. Голову так же украшали
нарядным хохолком.
Народные песни сохранили древнюю магическую основу
этого образа, связанного с закликанием весны, теплом и
урожаем. Прибавление света означало прилѐт птиц –
наступление весны, поэтому образы солнца, света
соединялись с образом
матери-земли и представлением о птице, несущей свет.
Сделаем
свою
птицу
счастья!
Образ птицы – это древнейший
символ добра, благополучия.
Птица связана с землѐй, но ей
доступна и свобода неба! Она, как
мечта преодолеть
пространство и время, вырваться
за пределы трудностей, улететь к
счастью!
Основной материал в крестьянском
быту-дерево да береста.
На Русском Севере ( в Архангельской
области) делают мастера добрую
посуду. Удобные и красивые туеса,
короба хлебницы, набирухи для ягод и
грибов.
Любят мастера украшать предметы
быта росписью.
А еще мастерят деревенские умельцы
из тонкой легкой щепы сказочных
птиц.
Чуть золотится береста и мягко и светло ,
Конечно это не спроста: в ней солнышка
тепло,
Снегов пушистых белизна и серебро дождей.
Как душу радует она нам красотой своей!
И чудо мастер сохранил всю прелесть
бересты.
Ей жизнь вторую подарил, добавил красоты.
А. Васильев.
Из берѐсты на Руси делались простые
древнейшие музыкальные инструменты –
рожки и дудки. С
Кузовок (набирка,
набируха и др.) –
предназначен для
сбора дикорастущих и
садовых ягод.
Особенно он удобен
для мягких плодов,
которые в кузовке
абсолютно не мнутся и
не выпускают ценный,
питательный сок, а
остаются целыми и
свежими.
Плетѐные изделия выполнялись из
полос берѐсты косым или прямым
плетением. Ширина полосы могла быть
от минимальной 5 мм. до 6-7 см.
максимум. Размеры самих изделий очень
разняться. Походная солонка могла быть
размером меньше кулака, а сундук из
берѐсты не уступал по размерам своему
собрату из досок.
В употреблении крестьян была
берестяная обувь. Ступни, лапти,
башмаки были рабочей обувью, в
которой убирали за скотом, сенокосили,
ходили по дому. В разных регионах были
свои формы лаптей и своѐ наименование.
Для хранения продуктов
изготовляются туеса, закрываемые
сверху довольно плотно круглой дощатой
крышкой с приделанной к ней
маленькой дужкой.
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ.
графический тип росписи
деревянных предметов
(прялок). Сложился к
началу 19 в. в низовьях р.
Мезени, селе Палащелье
Архангельской обл.
Применяемая техника –
капелька, усик, штрих,
спираль, листок.
Основным мотивом
является геометрический
орнамент – солярные
диски, кресты, ромбы.
Любят мастера
Русского севера
украшать предметы
быта росписью.
Технология выпол
Среди орнаментов — фризы со стилизованными
схематичными изображениями коней и оленей, которые
начинаются и обрываются на границах предмета.
Выполненные чѐрной и красной красками, фигурки
животных словно возникают из геометрического
орнамента. Все изображения очень статичны и лишь
благодаря многократному повтору возникает ощущение
динамики.
Щепная птица- птица счастья
А ещѐ мастерят деревенские
умельцы из тонкой лѐгкой
щепы сказочных птиц.
Птица-красавица с пышным
веерообразным хвостом и
крыльями смотрится как
лучезарное солнце.
Подвешенная к потолку, она
кружится от лѐгкого дуновения
ветерка, словно летит,
напоминая о солнце, желанной
весне.
Верили люди, что приносят
птицы счастье,
добро, охраняют покой дома,
несут детишкам здоровье.
Птицей счастья стали
называть люди щепную птицу
Мастер расщеплял один конец сосновой чурки, стараясь,
чтобы щепа получалась тонкой.
Расслоив конец чурочки, мастер закладывал одну щепу за
другую, цепляя их фигурными краями. Так получался
нарядный лучистый хвост. Из другого конца чурки мастер
вырезал птицу и прикреплял к тулову крылья,
выполненные из другой чурки. Голову так же украшали
нарядным хохолком.
Народные песни сохранили древнюю магическую основу
этого образа, связанного с закликанием весны, теплом и
урожаем. Прибавление света означало прилѐт птиц –
наступление весны, поэтому образы солнца, света
соединялись с образом
матери-земли и представлением о птице, несущей свет.
Сделаем
свою
птицу
счастья!
Образ птицы – это древнейший
символ добра, благополучия.
Птица связана с землѐй, но ей
доступна и свобода неба! Она, как
мечта преодолеть
пространство и время, вырваться
за пределы трудностей, улететь к
счастью!