Во всех произведениях русских и зарубежных писателей можно встретить античные мотивы. Античные писатели оставили богатейшее наследие в виде различных легенд о богах и героях, а также о древних войнах. Толстой, как и Гончаров, Тургенев и множество его предшественников, использует античные мотивы и античный символизм. Это проявляется в описании деталей и в перекличке с сюжетами из античной литературы.
По идейной композиции "Война и мир" напоминает поэмы Гомера: наличие несвязанных сюжетов, одновременно житейских советов и лирики, философии и большого числа действующих лиц. Толстой, как и Гомер в "Илиаде", описывает войну. Сходство с античными сюжетами начинается с первых страниц "Войны и мира". Действие происходит в салоне Анны Павловны Шерер. Она, Элен и Лиза являются центрами кружков, образовавшихся под неустанным вниманием хозяйки дома. Толстой сравнивает светские разговоры с веретенами, которые были пущены и равномерно, не умолкая шумели. В античной литературе известна легенда о трех парках - богинях судьбы, у которых были нити жизни. Этими тремя богинями можно считать Элен, Лизу и Анну Павловну. Анна Павловна как бы решает судьбу сына князя Василия, передавая ему сведения о назначении барона Функе первым секретарем в Вену. Князь Василий хотел определить сына на это место. В этом салоне Элен в первый раз встречается с Пьером, и она впоследствии долгое время руководит его действиями. Лиза шьет в течение всего разговора, как древняя богиня судьбы, прядет и останавливается только в интересных местах, как бы решая ход будущих событий. Она же приезду Анатоля к княжне Марье и ее отцу.
Одним из основных моментов, связанных с богинями судьбы, является вязание Наташи у постели больного Андрея Болконского. Кроме того, по преданиям древних, судьба возлюбленного находится в руках женщины. Наташа сидит у постели при свече и вяжет, внезапно клубок скатывается с колен, и она, наклонясь, перестает вязать, тем самым как бы прерывает жизнь Андрея. В этом же эпизоде есть связь с другой богиней античности - богиней смерти. В Древней Греции она всегда ходила со свечой. Свеча гаснет - жизнь кончается. Когда Наташа наклоняется за клубком, она загораживает свечу от Андрея, в этот момент он понимает, что умрет.
Мотив судьбы присутствует и при описании Толстым Лысых Гор в годы войны. В течение всей войны мужик плетет лапоть, как бы доказывая, что жизнь продолжается и во время войны. В эпилоге можно опять встретиться с мотивом вязания. На этот раз в роли богини судьбы выступает Анна Макаровна, которая вяжет чулки для Николая. Толстой собирает в доме Николая и княжны Марьи всех героев, которые выжили в войне, и показывает, что жизнь их продолжается.
По идейной композиции "Война и мир" напоминает поэмы Гомера: наличие несвязанных сюжетов, одновременно житейских советов и лирики, философии и большого числа действующих лиц. Толстой, как и Гомер в "Илиаде", описывает войну. Сходство с античными сюжетами начинается с первых страниц "Войны и мира". Действие происходит в салоне Анны Павловны Шерер. Она, Элен и Лиза являются центрами кружков, образовавшихся под неустанным вниманием хозяйки дома. Толстой сравнивает светские разговоры с веретенами, которые были пущены и равномерно, не умолкая шумели. В античной литературе известна легенда о трех парках - богинях судьбы, у которых были нити жизни. Этими тремя богинями можно считать Элен, Лизу и Анну Павловну. Анна Павловна как бы решает судьбу сына князя Василия, передавая ему сведения о назначении барона Функе первым секретарем в Вену. Князь Василий хотел определить сына на это место. В этом салоне Элен в первый раз встречается с Пьером, и она впоследствии долгое время руководит его действиями. Лиза шьет в течение всего разговора, как древняя богиня судьбы, прядет и останавливается только в интересных местах, как бы решая ход будущих событий. Она же приезду Анатоля к княжне Марье и ее отцу.
Одним из основных моментов, связанных с богинями судьбы, является вязание Наташи у постели больного Андрея Болконского. Кроме того, по преданиям древних, судьба возлюбленного находится в руках женщины. Наташа сидит у постели при свече и вяжет, внезапно клубок скатывается с колен, и она, наклонясь, перестает вязать, тем самым как бы прерывает жизнь Андрея. В этом же эпизоде есть связь с другой богиней античности - богиней смерти. В Древней Греции она всегда ходила со свечой. Свеча гаснет - жизнь кончается. Когда Наташа наклоняется за клубком, она загораживает свечу от Андрея, в этот момент он понимает, что умрет.
Мотив судьбы присутствует и при описании Толстым Лысых Гор в годы войны. В течение всей войны мужик плетет лапоть, как бы доказывая, что жизнь продолжается и во время войны. В эпилоге можно опять встретиться с мотивом вязания. На этот раз в роли богини судьбы выступает Анна Макаровна, которая вяжет чулки для Николая. Толстой собирает в доме Николая и княжны Марьи всех героев, которые выжили в войне, и показывает, что жизнь их продолжается.