Преображение Икона Икона «Преображение» написана для восстановленного московскими князьями древнего Преображенского собора в Переславле-Залесском. Этот факт стоит в одном ряду с реставрацией Успенского собора во Владимире и восстановлением его росписи Андреем Рублевым. Существует мнение, что храмовую икону для переславльского собора написал если не сам Феофан Грек, то художник из его мастерской. Икона, несомненно, выполнена мастером, хорошо владевшим приемами монументальной живописи, и имеет некоторое сходство с композицией, существовавшей в росписи церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.
Икона написана под влиянием современных ей образцов византийской живописи. Композиция «Преображения» традиционна. Действие происходит на горе Фавор, куда, по евангельскому рассказу, Христос поднялся с тремя ближайшими учениками и где предстал перед ними излучающим свет. «Восхождение» на гору, а затем «нисхождение» с нее изображены в уменьшенном масштабе по сторонам средней части композиции. Вверху показан Христос в момент преображения. Художник передает это, окружая его фигуру двойной сферой и тройным остроконечным сиянием. На боковых вершинах горы изображены библейские пророки Илья и Моисей, предсказавшие явление Мессии. В нижней части композиции изображены ослепленные блеском и опрокинутые силой световых лучей апостолы Петр, Иоанн и Иаков.
Сюжетному построению соответствует и живописное решение иконы. Цветовой строй ее подобен серебристо-голубому световому потоку, который тонким полупрозрачным слоем разлит по площадкам гор, яркими лазурными бликами струится по одеждам, сияет золотом на белоснежных ризах Христа.
Икона Икона «Преображение» написана для восстановленного московскими князьями древнего Преображенского собора в Переславле-Залесском. Этот факт стоит в одном ряду с реставрацией Успенского собора во Владимире и восстановлением его росписи Андреем Рублевым.
Существует мнение, что храмовую икону для переславльского собора написал если не сам Феофан Грек, то художник из его мастерской. Икона, несомненно, выполнена мастером, хорошо владевшим приемами монументальной живописи, и имеет некоторое сходство с композицией, существовавшей в росписи церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.
Икона написана под влиянием современных ей образцов византийской живописи. Композиция «Преображения» традиционна. Действие происходит на горе Фавор, куда, по евангельскому рассказу, Христос поднялся с тремя ближайшими учениками и где предстал перед ними излучающим свет.
«Восхождение» на гору, а затем «нисхождение» с нее изображены в уменьшенном масштабе по сторонам средней части композиции.
Вверху показан Христос в момент преображения. Художник передает это, окружая его фигуру двойной сферой и тройным остроконечным сиянием. На боковых вершинах горы изображены библейские пророки Илья и Моисей, предсказавшие явление Мессии. В нижней части композиции изображены ослепленные блеском и опрокинутые силой световых лучей апостолы Петр, Иоанн и Иаков.
Сюжетному построению соответствует и живописное решение иконы. Цветовой строй ее подобен серебристо-голубому световому потоку, который тонким полупрозрачным слоем разлит по площадкам гор, яркими лазурными бликами струится по одеждам, сияет золотом на белоснежных ризах Христа.