Нос — передняя часть судна, противоположная корме. Устроен таким образом, чтобы сократить до минимума сопротивление воды. Передняя оконечность носа судна называется форштевнем. Корпус судна в районе носа имеет более усиленный набор, что даёт судну возможность штормовать носом к волне и ветру и производить первое касание к причалу носовой частью судна (скулой судна) во время швартовых операций. Также, по этой причине, в случае когда судно не может избежать столкновения с другим судном или с прочими препятствиями (скалы, рифы, прочие плавающие предметы, причал и т. п.) желательно первый удар принять носом (или на нос). В старину на носу корабля закреплялись фигурные ростры. Нос некоторых военных кораблей выполнялся как таран. Для уменьшения гидродинамического сопротивления носовая часть некоторых судов имеет бульб. В эпоху парусного флота на носу размещался гальюн, а носовой свес украшала гальюнная фигура.