День был жаркий. в трёх верстах от станции*** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. по приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. «эй, дуня! – закричал смотритель, - поставь самовар да сходи за сливками». при сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. красота её меня поразила. «это твоя дочка? » - спросил я смотрителя. «дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассматриванием картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. они изображали блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. в другой яркими чертами изображенного развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. на конец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат во слуг о причине таковой радости. под каждой картинкой прочёл я приличные стихи. всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же и горшки с , и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах. 1. из какого произведения взят данный отрывок? назовите автора. 2. определите тему и идею произведения. 3. назовите героев произведения. 4. кратко изложите сюжет. 5. назовите, какие события, происходящие в повести, можно соотнести с каждым элементом сюжета: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка – 6. определите тип и стиль данного отрывка. 7. определите род и жанр произведения, направление. 8. найдите архаизмы в отрывке из текста и объясните значение.
Герои: И.П.Белкин-повествователь
Самсон Вырин- смотритель
Дуня-его дочь
ротмистр Минский