«Мы везде ощутим в природе музыку, певучее соответствие ее частей, напевный лад всех соотношений, одновременность тайнодействия
света и звука»,- писал поэт Валерий Брюсов
А философ Освальд Шпенглер считал: «Для музыки зрение и слух в равной мере суть только мост к душе, не больше». Как слушать и понимать музыку спрашивают многие начинающие любители. На самом деле нет ни правил, ни единственно верного ответа. Каждый из нас создает свой образ произведения, музыка превращает нас в соавторов, заставляет творить, сопереживать, думать.
Зримая музыка -картинки
Видеть музыку в виде воображаемого фильма или слайдов могут многие. Эту можно в себе развить. Но это необязательно. Иногда слушателя занимает выразительность тембров, виртуозное преодоление технических трудностей или особенности музыкальной формы. Есть люди, которым достаточно воспринимать произведение, как смену рисунков или геометрических фигур. Другие наблюдают за процессом в цвете. Синопсия- цветное восприятие музыки известно очень давно. Об этом свойстве писали античные авторы. Ньютон, Вагнер. Римский – Корсаков обладали цветным слухом.
Симфонический концерт, зал
Александр Николаевич Скрябин на заре XX века не только сочинил « Поэму огня» с учетом партии цветового пианино, но и участвовал в его техническом создании. Свое впечатление от услышанной музыки, Брюсов описывает с вполне зримых образов: «Эта встреча навсегда сохранится в моей душе, как видение ослепительной музыкальности. Это было видение поющих, падающих лун. Музыкальных звездностей».
« Поэма огня» - картинка
Легче всего « увидеть» музыку с говорящим названием - « Утро в лесу», « Вечер в лесу». На придут сведения из музыкального словаря - мажор, минор. Светлым, мажорным, конечно, должно быть утро. Особенности мелодии, темпа, выбор фактуры, инструмента подтвердить гипотезу. Даже « Утро» Грига, которое не имеет других комментариев увидеть очень просто и интересно. Норвежский пейзаж, где есть море, дюны, смолистый запах сосен и встающее из – за вершин солнце, вот образный строй этой удивительно светлой и поэтичной зарисовки.
«Утро в лесу»
Эрнст Теодор Амадей Гофман в «Крейслериане» пишет, о своем видении музыки композиторов классиков. Сравнивая музыку Себастьяна Баха и произведения старых итальянцев, он представляет Баха, как Страсбургский собор, а музыку вторых в виде церкви святого Петра в Риме.
И. Бах - портрет
Об основателе Венской симфонической школы замечает: «В сочинениях Гайдна раскрывается детски радостная душа. Его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей. Юноши и девушки проносятся перед нами в хороводах; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной молодости».
Й. Гайдн - портрет
«Моцарт вводит нас в глубины царства духов. Нами овладевает страх, но без мучений, – это скорее предчувствие бесконечного. Любовь и печаль звучат в дивных голосах; ночь растворяется в ярком, пурпурном сиянии, и невыразимое томление влечет нас к образам, которые, ласково маня нас в свои хороводы, летят сквозь облака в вечном танце сфер (симфония Моцарта в Es-dur, известная под названием «Лебединой песни»).
В. Моцарт - портрет
«Инструментальная музыка Бетховена также открывает перед нами царство необъятного и беспредельного. Огненные лучи пронизывают глубокий мрак этого царства, и мы видим гигантские тени, которые колеблются, поднимаясь и опускаясь, все теснее обступают нас и, наконец, уничтожают нас самих. Надежда и радость, стремятся переполнить нашу грудь совершенным созвучием всех страстей, – мы продолжаем жить и становимся восторженными духовидцами».
Л. Бетховен - портрет
Появление оркестра и масляных красок происходило в одно и то же время. Струнные инструменты представляли в созвучии оркестра краски окружающей природы. Голубоватую зелень Ватто можно услышать в музыке у Моцарта и Гайдна, коричневый тон голландцев – у Бетховена. Деревянные духовые инструменты также создавали впечатление световых далей. Наоборот, желтый и красный цвета, краски близкого плана, популярные оттенки, слышались в звуках медных духовых инструментов. Тон старой скрипки воспринимался совершенно бесплотым.
«Мы везде ощутим в природе музыку, певучее соответствие ее частей, напевный лад всех соотношений, одновременность тайнодействия
света и звука»,- писал поэт Валерий Брюсов
А философ Освальд Шпенглер считал: «Для музыки зрение и слух в равной мере суть только мост к душе, не больше». Как слушать и понимать музыку спрашивают многие начинающие любители. На самом деле нет ни правил, ни единственно верного ответа. Каждый из нас создает свой образ произведения, музыка превращает нас в соавторов, заставляет творить, сопереживать, думать.
Зримая музыка -картинки
Видеть музыку в виде воображаемого фильма или слайдов могут многие. Эту можно в себе развить. Но это необязательно. Иногда слушателя занимает выразительность тембров, виртуозное преодоление технических трудностей или особенности музыкальной формы. Есть люди, которым достаточно воспринимать произведение, как смену рисунков или геометрических фигур. Другие наблюдают за процессом в цвете. Синопсия- цветное восприятие музыки известно очень давно. Об этом свойстве писали античные авторы. Ньютон, Вагнер. Римский – Корсаков обладали цветным слухом.
Симфонический концерт, зал
Александр Николаевич Скрябин на заре XX века не только сочинил « Поэму огня» с учетом партии цветового пианино, но и участвовал в его техническом создании. Свое впечатление от услышанной музыки, Брюсов описывает с вполне зримых образов: «Эта встреча навсегда сохранится в моей душе, как видение ослепительной музыкальности. Это было видение поющих, падающих лун. Музыкальных звездностей».
« Поэма огня» - картинка
Легче всего « увидеть» музыку с говорящим названием - « Утро в лесу», « Вечер в лесу». На придут сведения из музыкального словаря - мажор, минор. Светлым, мажорным, конечно, должно быть утро. Особенности мелодии, темпа, выбор фактуры, инструмента подтвердить гипотезу. Даже « Утро» Грига, которое не имеет других комментариев увидеть очень просто и интересно. Норвежский пейзаж, где есть море, дюны, смолистый запах сосен и встающее из – за вершин солнце, вот образный строй этой удивительно светлой и поэтичной зарисовки.
«Утро в лесу»
Эрнст Теодор Амадей Гофман в «Крейслериане» пишет, о своем видении музыки композиторов классиков. Сравнивая музыку Себастьяна Баха и произведения старых итальянцев, он представляет Баха, как Страсбургский собор, а музыку вторых в виде церкви святого Петра в Риме.
И. Бах - портрет
Об основателе Венской симфонической школы замечает: «В сочинениях Гайдна раскрывается детски радостная душа. Его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей. Юноши и девушки проносятся перед нами в хороводах; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной молодости».
Й. Гайдн - портрет
«Моцарт вводит нас в глубины царства духов. Нами овладевает страх, но без мучений, – это скорее предчувствие бесконечного. Любовь и печаль звучат в дивных голосах; ночь растворяется в ярком, пурпурном сиянии, и невыразимое томление влечет нас к образам, которые, ласково маня нас в свои хороводы, летят сквозь облака в вечном танце сфер (симфония Моцарта в Es-dur, известная под названием «Лебединой песни»).
В. Моцарт - портрет
«Инструментальная музыка Бетховена также открывает перед нами царство необъятного и беспредельного. Огненные лучи пронизывают глубокий мрак этого царства, и мы видим гигантские тени, которые колеблются, поднимаясь и опускаясь, все теснее обступают нас и, наконец, уничтожают нас самих. Надежда и радость, стремятся переполнить нашу грудь совершенным созвучием всех страстей, – мы продолжаем жить и становимся восторженными духовидцами».
Л. Бетховен - портрет
Появление оркестра и масляных красок происходило в одно и то же время. Струнные инструменты представляли в созвучии оркестра краски окружающей природы. Голубоватую зелень Ватто можно услышать в музыке у Моцарта и Гайдна, коричневый тон голландцев – у Бетховена. Деревянные духовые инструменты также создавали впечатление световых далей. Наоборот, желтый и красный цвета, краски близкого плана, популярные оттенки, слышались в звуках медных духовых инструментов. Тон старой скрипки воспринимался совершенно бесплотым.
Ж. Ватто «Отдых итальянцев»