Сила звука измеряется в единицах, получивших название белл – в честь Александра Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, то есть децибелы. Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность 120…130 децибел. Звук такой силы вызывает боль в ушах.
Шелест листьев производит шум силой 30 децибел, громкая речь – 70 децибел, оркестр – 80 децибел, а реактивный двигатель – от 120 до 140 децибел.
Водопад Ниагара производит шум, сравнимый с шумом фабричного цеха (90-100 децибел).
В Книге Рекордов Гиннеса зафиксирован случай, когда человек смог произвести больший шум, чем машина: на соревнованиях 14-летняя шотландская школьница, перекричала взлетающий самолет «Боинг».
О неблагоприятном воздействии шума на живые организмы было известно еще задолго до возникновения таких наук, как акустика и аудиология. На Руси, когда стерлядь входила в малые реки на нерест, церкви не звонили в колокола.
Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых связок в 1 секунду. При этом связки приходить в колебательные движения не только целиком, но и отдельными участками. Одни и те же связки могут колебаться с частотой от 80 до 10 000 колебаний в секунду.
Разговорный голос составляет всего 1/10 от общего диапазона голоса.
Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых связок в 1 секунду. При этом связки приходить в колебательные движения не только целиком, но и отдельными участками. Одни и те же связки могут колебаться с частотой от 80 до 10 000 колебаний в секунду.
Разговорный голос составляет всего 1/10 от общего диапазона голоса.
Материалы и оборудование: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан. Ход: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки ( шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.) Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев 9 пошуршать бумагой). Аналогично действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки ( шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.) «Музыка или шум?» Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» ( наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).. Ход: Дети рассматривают предметы ( музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета. Средняя группа «Почему все звучит?» Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Материалы и оборудование: Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф ( гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан. Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. ответ на этот вопрос получают из серии опытов: -рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» ( если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают- возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой ( она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание и уточняют, есть ли звук ( он прекращается); -рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать ( подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом); -лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит ( колеблется).-дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй- проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк, (прижать предмет, взять его в руки- прекратить колебание предмета). «Откуда берется голос?» Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. Материалы и оборудование: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. Ход: Взрослый предлагает детям «пошептаться»- сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы их услышали все. Выяснить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки ( из горлышка). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют что почувствовали рукой, когда громко говорили ( в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет).Взрослый рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее- звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.
Сила звука измеряется в единицах, получивших название белл – в честь Александра Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, то есть децибелы. Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность 120…130 децибел. Звук такой силы вызывает боль в ушах.
Шелест листьев производит шум силой 30 децибел, громкая речь – 70 децибел, оркестр – 80 децибел, а реактивный двигатель – от 120 до 140 децибел.
Водопад Ниагара производит шум, сравнимый с шумом фабричного цеха (90-100 децибел).
В Книге Рекордов Гиннеса зафиксирован случай, когда человек смог произвести больший шум, чем машина: на соревнованиях 14-летняя шотландская школьница, перекричала взлетающий самолет «Боинг».
О неблагоприятном воздействии шума на живые организмы было известно еще задолго до возникновения таких наук, как акустика и аудиология. На Руси, когда стерлядь входила в малые реки на нерест, церкви не звонили в колокола.
Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых связок в 1 секунду. При этом связки приходить в колебательные движения не только целиком, но и отдельными участками. Одни и те же связки могут колебаться с частотой от 80 до 10 000 колебаний в секунду.
Разговорный голос составляет всего 1/10 от общего диапазона голоса.
Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых связок в 1 секунду. При этом связки приходить в колебательные движения не только целиком, но и отдельными участками. Одни и те же связки могут колебаться с частотой от 80 до 10 000 колебаний в секунду.
Разговорный голос составляет всего 1/10 от общего диапазона голоса.
Ход: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки ( шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.) Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев 9 пошуршать бумагой). Аналогично действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки ( шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.)
«Музыка или шум?»
Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» ( наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.)..
Ход: Дети рассматривают предметы ( музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
Средняя группа
«Почему все звучит?»
Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
Материалы и оборудование: Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф ( гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. ответ на этот вопрос получают из серии опытов: -рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» ( если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают- возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой ( она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание и уточняют, есть ли звук ( он прекращается); -рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать ( подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом); -лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит ( колеблется).-дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй- проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк, (прижать предмет, взять его в руки- прекратить колебание предмета).
«Откуда берется голос?»
Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материалы и оборудование: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
Ход: Взрослый предлагает детям «пошептаться»- сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы их услышали все. Выяснить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки ( из горлышка). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют что почувствовали рукой, когда громко говорили ( в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет).Взрослый рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее- звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.