Китайская цивилизация, отсчет которой ведется с возникновения государства в долинах рек Янцзы и Хуанхэ во 2 тыс. до н.э. является одной из немногих древнейших цивилизаций, доживших до наших дней. Это значит, что на всем протяжении веков существовала непрерывная устойчивая преемственность в культурных традициях, обеспечившая «историческую живучесть» китайской нации. Геополитические потенции Китая с самым многочисленным населением в мире сделали китайскую культуру одной из мировых культур. К китайской культуре принадлежат многие научные и технические открытия. В Китае были изобретены бумага, компас, порох. Художественная культура Китая чрезвычайно богата. Настоящими образчиками художественного гения являются керамика, художественное литье, ювелирные изделия, мелкая скульптурная пластика. Императорские дворцово-парковые комплексы являются прекрасными достижениями в области архитектуры. Ряд сооружений Древнего Китая по праву можно отнести к «чудесам света». Таковым является Великая китайская стена, построенная для защиты о северных варваров. Ее сооружение было начато в 3 веке до н.э. при императоре Цинь Ши Хуанди. Протяженность этой стены более 4000 км. К настоящему «чуду света» можно отнести и гробницу того же императора. В ее погребальных залах была сооружена целая армия терракотовых (керамических) воинов, являвшихся точными копиями жвых солдат императора. Уже во 2 тыс. до н.э. в Китае была изобретена иероглифическая живопись. С древних времен дошли многочисленные трактаты по философии, религии, этике, политике, медицине, литературные произведения. В регионе Юго-Восточной Азии с самого возникновения первых государств и до сегодняшнего дня, подобно некогда существовавшей Римской империи, Китай играет роль культурно-политического полюса. Столь поразительная устойчивость и неповторимость цивилизации стала возможной благодаря социально-психологическим особенностям китайской культуры, закрепленным, прежде всего, в философско-этических и религиозных учениях конфуцианства, даосизма, буддизма. Основателем конфуцианства был проповедник Кун-Фу-Цзы (Конфуций), живший в конце 6 – начале 5 веков до н.э. Его учение стало официальной государственной идеологией с 3 века до н.э. Система его взглядов – это, прежде всего, система этических положений, формулирующих и предписывающих «идеальный социальный порядок». Такой идеал общественных отношений Конфуций видел в большой патриархальной семье. Власть в ней как и в обществе должна основываться на авторитете старших, поддержанном культом предков. Подобно отцу семейства отцами народа выступают чиновники. Подчинение им должно быть неукоснительным и беспрекословным. Управление их должно руководствоваться заботой о благе народа. Верховным отцом народа является китайский император. Его власть священна, его персона божественна. Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял император. Общение с «мелкими божествами» было привилегией государственных чиновников, так называемого, ученого сословия». Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, именно они – главные хранители конфуцианских заповедей. Государство и конфуцианская религия становятся единой политико-административно-идеологической системой, сутью которой было стремление закрепить старые общественные нормы, добиться полного послушания народа и почитания им верховной власти. Эта идея наложилась на издревле существовавшие в Китае идеи беспрекословного подчинения старшим и соблюдения старинных норм. Основателем учения даосизма стал живший на рубеже 6-5 веков до н.э. мудрец Лао Цзы. Основная философская категория даосизма – это дао – закон. Весь мир, согласно, даосизму, подчинен единому закону – Дао. Дао – основа и источник всего существующего. Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное созерцание естественного хода вещей и стремление постичь дао. Сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория – основной принцип даосизма. На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютное дао, суть которого сводилась к следующему отверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к дао – истинному бессмертию души. В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даосских монахов. На рубеже нашей эры в Китае распространяется буддизм, возникший в Индии в 6 веке до н.э. Существовало два направления в буддизме: хинаяна («малая колесница), выдвигавшая на первый план самосовершенствование человека, и махаяна («большая колесница»), проповедующая терпимость и сострадание к ближним. К 4 веку н.э. буддистская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей. В дальнейшем буддизм, как и даосизм, уступил место конфуцианству
К китайской культуре принадлежат многие научные и технические открытия. В Китае были изобретены бумага, компас, порох. Художественная культура Китая чрезвычайно богата. Настоящими образчиками художественного гения являются керамика, художественное литье, ювелирные изделия, мелкая скульптурная пластика. Императорские дворцово-парковые комплексы являются прекрасными достижениями в области архитектуры. Ряд сооружений Древнего Китая по праву можно отнести к «чудесам света». Таковым является Великая китайская стена, построенная для защиты о северных варваров. Ее сооружение было начато в 3 веке до н.э. при императоре Цинь Ши Хуанди. Протяженность этой стены более 4000 км. К настоящему «чуду света» можно отнести и гробницу того же императора. В ее погребальных залах была сооружена целая армия терракотовых (керамических) воинов, являвшихся точными копиями жвых солдат императора.
Уже во 2 тыс. до н.э. в Китае была изобретена иероглифическая живопись. С древних времен дошли многочисленные трактаты по философии, религии, этике, политике, медицине, литературные произведения.
В регионе Юго-Восточной Азии с самого возникновения первых государств и до сегодняшнего дня, подобно некогда существовавшей Римской империи, Китай играет роль культурно-политического полюса. Столь поразительная устойчивость и неповторимость цивилизации стала возможной благодаря социально-психологическим особенностям китайской культуры, закрепленным, прежде всего, в философско-этических и религиозных учениях конфуцианства, даосизма, буддизма.
Основателем конфуцианства был проповедник Кун-Фу-Цзы (Конфуций), живший в конце 6 – начале 5 веков до н.э. Его учение стало официальной государственной идеологией с 3 века до н.э. Система его взглядов – это, прежде всего, система этических положений, формулирующих и предписывающих «идеальный социальный порядок». Такой идеал общественных отношений Конфуций видел в большой патриархальной семье. Власть в ней как и в обществе должна основываться на авторитете старших, поддержанном культом предков. Подобно отцу семейства отцами народа выступают чиновники. Подчинение им должно быть неукоснительным и беспрекословным. Управление их должно руководствоваться заботой о благе народа. Верховным отцом народа является китайский император. Его власть священна, его персона божественна.
Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял император. Общение с «мелкими божествами» было привилегией государственных чиновников, так называемого, ученого сословия». Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, именно они – главные хранители конфуцианских заповедей. Государство и конфуцианская религия становятся единой политико-административно-идеологической системой, сутью которой было стремление закрепить старые общественные нормы, добиться полного послушания народа и почитания им верховной власти. Эта идея наложилась на издревле существовавшие в Китае идеи беспрекословного подчинения старшим и соблюдения старинных норм.
Основателем учения даосизма стал живший на рубеже 6-5 веков до н.э. мудрец Лао Цзы. Основная философская категория даосизма – это дао – закон. Весь мир, согласно, даосизму, подчинен единому закону – Дао. Дао – основа и источник всего существующего. Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное созерцание естественного хода вещей и стремление постичь дао. Сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория – основной принцип даосизма. На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютное дао, суть которого сводилась к следующему отверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к дао – истинному бессмертию души. В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даосских монахов.
На рубеже нашей эры в Китае распространяется буддизм, возникший в Индии в 6 веке до н.э. Существовало два направления в буддизме: хинаяна («малая колесница), выдвигавшая на первый план самосовершенствование человека, и махаяна («большая колесница»), проповедующая терпимость и сострадание к ближним. К 4 веку н.э. буддистская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей. В дальнейшем буддизм, как и даосизм, уступил место конфуцианству