11 студентов написали тест.Учитель проверил работы и заметил, что для любых двух во теста, найдутся хотя бы 6 студентов, каждый из которых ответил правильно ровно на один из этих двух во Докажите, что в тексте было не более 12 во
Представим себе двудольный граф: слева вершины, обозначающие студентов, справа — вопросы. Если студент ответил на вопрос, то между этим студентом и этим вопросом проведем ребро.
Рассмотрим первую пару вопросов (). Для них по условию найдется хотя бы 6 студентов, каждый из которых ответил правильно ровно на один из этих двух вопросов. Пусть это множество из хотя бы 6 студентов называется . Тогда остальных студентов (тех, что не удовлетворяют описанному требованию) не больше 5 — это множество . Рассмотрим следующую пару вопросов (,попарно отличных от предыдущих). Тогда имеет с хотя бы одно пересечение. Поэтому для пары будет хотя бы одно ребро из множества . Рассматривая далее пары и соответственно пары "берем" еще один элемент из . Так можно продолжать до тех пор, пока все элементы из , коих не больше пяти, не будут взяты. То есть всего можно добавить 2*5=10 вопросов дополнительно к . То есть всего не более 12.
Примечание: множество делится на два множества, из каждого идут ребра к вопросам , но из каждого к ровно одному. Для того, чтобы мы могли всегда изымать элементы из надо всего лишь без ограничения общности потребовать, чтобы ребро из шло в наибольшее из множеств, на которое делится . Тогда наименьшее из этих множеств деления не превосходит 5.
Для решения данной задачи сначала составим таблицу, где каждая строка будет соответствовать студенту, а каждый столбец будет соответствовать вопросу:
Вопрос 1 Вопрос 2 ... Вопрос n
Студент 1 Да Да ...
Студент 2 Да Нет ...
...
Студент 11 Да Да ...
Так как для любых двух вопросов найдутся хотя бы 6 студентов, каждый из которых правильно ответил ровно на один из них, то можно сделать следующее наблюдение. Возьмем два любых вопроса (назовем их вопрос A и вопрос B). Пусть есть 6 студентов, которые правильно ответили на вопрос A и 6 студентов, которые правильно ответили на вопрос B. Обозначим этих студентов как A1, A2, ..., A6 (ответили правильно на вопрос A) и B1, B2, ..., B6 (ответили правильно на вопрос B).
Теперь рассмотрим студентов C1, C2, ..., C11, которые не входят в группу A или B. Рассмотрим их ответы на вопросы A и B. По условию задачи, каждый из них должен иметь хотя бы один правильный ответ из пары A, B. Но таких студентов 11 - 6 - 6 = -1, что невозможно. То есть, не существует 11 студентов, которые были бы не в группе A или B, и каждый бы имел хотя бы один правильный ответ из пары A, B.
Значит, для любых двух вопросов A и B найдутся множества из 6 студентов, каждый из которых правильно ответил ровно на один из них. Таких пар вопросов всего C(n, 2) = n! / (2!(n-2)!), где n - общее число вопросов.
Теперь рассмотрим количество пар вопросов, для которых существуют такие группы из 6 студентов. В каждой группе A или B может быть только 6 студентов, каждый из которых правильно ответил на один из вопросов. Так как для каждого вопроса максимум 6 студентов могут быть в группе, всего возможных пар "групп А и В" не может быть больше C(6, 2) = 15.
Таким образом, количество возможных пар вопросов, для которых выполняется условие задачи, не может быть больше 15. Но в условии сказано, что было не более 12 пар вопросов. Значит, количество возможных пар вопросов равно или 12, или меньше.
Таким образом, мы доказали, что в тексте было не более 12 пар вопросов.
Надеюсь, что объяснение и решение задачи будут понятны школьнику. Если у него возникнут вопросы или нужно что-то прояснить, пожалуйста, дайте знать!
Представим себе двудольный граф: слева вершины, обозначающие студентов, справа — вопросы. Если студент ответил на вопрос, то между этим студентом и этим вопросом проведем ребро.
Рассмотрим первую пару вопросов (). Для них по условию найдется хотя бы 6 студентов, каждый из которых ответил правильно ровно на один из этих двух вопросов. Пусть это множество из хотя бы 6 студентов называется . Тогда остальных студентов (тех, что не удовлетворяют описанному требованию) не больше 5 — это множество . Рассмотрим следующую пару вопросов (,попарно отличных от предыдущих). Тогда имеет с хотя бы одно пересечение. Поэтому для пары будет хотя бы одно ребро из множества . Рассматривая далее пары и соответственно пары "берем" еще один элемент из . Так можно продолжать до тех пор, пока все элементы из , коих не больше пяти, не будут взяты. То есть всего можно добавить 2*5=10 вопросов дополнительно к . То есть всего не более 12.
Примечание: множество делится на два множества, из каждого идут ребра к вопросам , но из каждого к ровно одному. Для того, чтобы мы могли всегда изымать элементы из надо всего лишь без ограничения общности потребовать, чтобы ребро из шло в наибольшее из множеств, на которое делится . Тогда наименьшее из этих множеств деления не превосходит 5.
Для решения данной задачи сначала составим таблицу, где каждая строка будет соответствовать студенту, а каждый столбец будет соответствовать вопросу:
Вопрос 1 Вопрос 2 ... Вопрос n
Студент 1 Да Да ...
Студент 2 Да Нет ...
...
Студент 11 Да Да ...
Так как для любых двух вопросов найдутся хотя бы 6 студентов, каждый из которых правильно ответил ровно на один из них, то можно сделать следующее наблюдение. Возьмем два любых вопроса (назовем их вопрос A и вопрос B). Пусть есть 6 студентов, которые правильно ответили на вопрос A и 6 студентов, которые правильно ответили на вопрос B. Обозначим этих студентов как A1, A2, ..., A6 (ответили правильно на вопрос A) и B1, B2, ..., B6 (ответили правильно на вопрос B).
Теперь рассмотрим студентов C1, C2, ..., C11, которые не входят в группу A или B. Рассмотрим их ответы на вопросы A и B. По условию задачи, каждый из них должен иметь хотя бы один правильный ответ из пары A, B. Но таких студентов 11 - 6 - 6 = -1, что невозможно. То есть, не существует 11 студентов, которые были бы не в группе A или B, и каждый бы имел хотя бы один правильный ответ из пары A, B.
Значит, для любых двух вопросов A и B найдутся множества из 6 студентов, каждый из которых правильно ответил ровно на один из них. Таких пар вопросов всего C(n, 2) = n! / (2!(n-2)!), где n - общее число вопросов.
Теперь рассмотрим количество пар вопросов, для которых существуют такие группы из 6 студентов. В каждой группе A или B может быть только 6 студентов, каждый из которых правильно ответил на один из вопросов. Так как для каждого вопроса максимум 6 студентов могут быть в группе, всего возможных пар "групп А и В" не может быть больше C(6, 2) = 15.
Таким образом, количество возможных пар вопросов, для которых выполняется условие задачи, не может быть больше 15. Но в условии сказано, что было не более 12 пар вопросов. Значит, количество возможных пар вопросов равно или 12, или меньше.
Таким образом, мы доказали, что в тексте было не более 12 пар вопросов.
Надеюсь, что объяснение и решение задачи будут понятны школьнику. Если у него возникнут вопросы или нужно что-то прояснить, пожалуйста, дайте знать!