Родился 25 декабря 1833 (по старому стилю ) в селе Хомутинцы Винницкого уезда Подольской губернии в семье сельского священника.
в годы учебы в семинарии начал назревать конфликт с отцом. Когда 1856 года Руданский приезжает в Петербург , то вполне самовольно, против воли отца, вступает не в духовную академию, а в медико-хирургической , известной уже в то время как центр передовой науки и культуры
В Петербурге Руданский сблизился с кружком украинских писателей, готовил журнал «Основа»
После окончания академии Руданский, поскольку имел заболевания легких, получил назначение работать уездным врачом на южном побережье Крыма , куда он и приехал 1861 года. В 1861 - 1873 гг. Руданский работал городским врачом в Ялте , а также врачом в имениях князя Воронцова.
Знакомство с поэтом и композитором Петром Нищинский , художником Иваном Айвазовским , поэтом и историком Николаем Костомаровым, поэтом Амвросием Метлинским наложило отпечаток на творческие занятия Руданского, поддерживало интерес к живописи, старины, народного творчества. Больше всего внимания в ялтинский период Руданский уделял переводам из античной и русской литератур ( Гомер , Вергилий , Лермонтов ).
Руданский, готовя свои произведения к изданию, заключал их в рукописные сборники. Цензура, а также правительственные запреты затрудняли и тормозили их печатания.
Первое издание «юморесок» отдельной книгой, которое вместило двадцать восемь стихотворений, осуществила в Киеве Елена Петровна 1880 г.
К литературному наследию Руданского, основная и самая ценная часть которой была напечатана только после его смерти, относятся и переводы ( «Слово о полку Игореве», отрывки из «Краледворская рукописи», Гомера «Илиада» , Верґилиева «Энеида» , часть «Демона» Лермонтова , «Сны» Гейне, единичные стихи Т.Ленартовича и Б.Радичевича ), сборники народных песен из собственных записей ( «Народные малороссийские песни, собранные в Подольской губернии С. В. Р.», Каменец-Подольский , 1852 ; « копа песен », Ялта, 1862 ). При жизни поэта они не были опубликованы, а после его смерти долгое время находились в частных руках. Обнаружены и изучены фольклористами во времена СССР, они выданы 1972 в Киеве.
Родился 25 декабря 1833 (по старому стилю ) в селе Хомутинцы Винницкого уезда Подольской губернии в семье сельского священника.
в годы учебы в семинарии начал назревать конфликт с отцом. Когда 1856 года Руданский приезжает в Петербург , то вполне самовольно, против воли отца, вступает не в духовную академию, а в медико-хирургической , известной уже в то время как центр передовой науки и культуры
В Петербурге Руданский сблизился с кружком украинских писателей, готовил журнал «Основа»
После окончания академии Руданский, поскольку имел заболевания легких, получил назначение работать уездным врачом на южном побережье Крыма , куда он и приехал 1861 года. В 1861 - 1873 гг. Руданский работал городским врачом в Ялте , а также врачом в имениях князя Воронцова.
Знакомство с поэтом и композитором Петром Нищинский , художником Иваном Айвазовским , поэтом и историком Николаем Костомаровым, поэтом Амвросием Метлинским наложило отпечаток на творческие занятия Руданского, поддерживало интерес к живописи, старины, народного творчества. Больше всего внимания в ялтинский период Руданский уделял переводам из античной и русской литератур ( Гомер , Вергилий , Лермонтов ).
Руданский, готовя свои произведения к изданию, заключал их в рукописные сборники. Цензура, а также правительственные запреты затрудняли и тормозили их печатания.
Первое издание «юморесок» отдельной книгой, которое вместило двадцать восемь стихотворений, осуществила в Киеве Елена Петровна 1880 г.
К литературному наследию Руданского, основная и самая ценная часть которой была напечатана только после его смерти, относятся и переводы ( «Слово о полку Игореве», отрывки из «Краледворская рукописи», Гомера «Илиада» , Верґилиева «Энеида» , часть «Демона» Лермонтова , «Сны» Гейне, единичные стихи Т.Ленартовича и Б.Радичевича ), сборники народных песен из собственных записей ( «Народные малороссийские песни, собранные в Подольской губернии С. В. Р.», Каменец-Подольский , 1852 ; « копа песен », Ялта, 1862 ). При жизни поэта они не были опубликованы, а после его смерти долгое время находились в частных руках. Обнаружены и изучены фольклористами во времена СССР, они выданы 1972 в Киеве.