В "Борисе Годунове" переплетаются две трагедии: трагедия власти
и трагедия народа.
Пушкин избрал Бориса Годунова-правителя, стремившегося снискать
народную любовь и не чуждого государственной мудрости.
Именно такой царь позволял выявить закономерность
трагедии власти, чуждой народу.
Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы
и хочет народу добра.
Но для реализации своих намерений ему нужна власть.
А власть дается лишь ценой преступления, -ступени трона
всегда в крови.
Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит
этот шаг, но безошибочное чувство народа заставляет его
отвернуться от "царя-Ирода".
Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям,
неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта-
циничный урок:
Милости не чувствует народ:
Твори добро-не скажет он
Грабь и казни-тебе не будет хуже.
Но и путь народа трагичен.
В изображении народа Пушкин чужд и просветительского
оптимизма, и романтических жалоб на чернь.
Однако и позиция народа противоречива.
С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным
нравственным чутьем, -выразителями его в трагедии
являются юродивый и Пимен-летописец.
Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев
заключает:
Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца —
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.
С другой стороны, народ в трагедии политически наивен
и бес легко передоверяет инициативу боярам:
"...то ведают бояре, Не нам чета... ".
Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия,
народ отворачивается, узнав в нем "царя-Ирода".
Именно слабость самозванца оборачивается его силой,
так как привлекает к нему симпатии народа.
Негодование против преступной власти перерождается в
бунт во имя самозванца.
Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос-
Мужика на амвоне:
Народ, народ! В Кремль! В царские палаты!
Ступай! Вязать Борисова щенка!
Народное восстание победило.
Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии.
Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти
на трон, он должен еще совершить убийство.
Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор-
теперь сам "гонимый младенец", кровь которого должен
пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.
В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит
Мосальский со словами:
"Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом.
(Народ в ужасе молчит. )
Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! "
Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол
он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты,
нового царя-Ирода.
Финальная ремарка: "Народ безмолвствует" о многом говорит.
Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем,
и будущую обреченность еще одного представителя
преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.
В "Борисе Годунове" переплетаются две трагедии: трагедия власти
и трагедия народа.
Пушкин избрал Бориса Годунова-правителя, стремившегося снискать
народную любовь и не чуждого государственной мудрости.
Именно такой царь позволял выявить закономерность
трагедии власти, чуждой народу.
Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы
и хочет народу добра.
Но для реализации своих намерений ему нужна власть.
А власть дается лишь ценой преступления, -ступени трона
всегда в крови.
Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит
этот шаг, но безошибочное чувство народа заставляет его
отвернуться от "царя-Ирода".
Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям,
неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта-
циничный урок:
Милости не чувствует народ:
Твори добро-не скажет он
Грабь и казни-тебе не будет хуже.
Но и путь народа трагичен.
В изображении народа Пушкин чужд и просветительского
оптимизма, и романтических жалоб на чернь.
Однако и позиция народа противоречива.
С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным
нравственным чутьем, -выразителями его в трагедии
являются юродивый и Пимен-летописец.
Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев
заключает:
Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца —
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.
С другой стороны, народ в трагедии политически наивен
и бес легко передоверяет инициативу боярам:
"...то ведают бояре, Не нам чета... ".
Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия,
народ отворачивается, узнав в нем "царя-Ирода".
Именно слабость самозванца оборачивается его силой,
так как привлекает к нему симпатии народа.
Негодование против преступной власти перерождается в
бунт во имя самозванца.
Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос-
Мужика на амвоне:
Народ, народ! В Кремль! В царские палаты!
Ступай! Вязать Борисова щенка!
Народное восстание победило.
Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии.
Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти
на трон, он должен еще совершить убийство.
Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор-
теперь сам "гонимый младенец", кровь которого должен
пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.
В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит
Мосальский со словами:
"Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом.
(Народ в ужасе молчит. )
Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! "
Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол
он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты,
нового царя-Ирода.
Финальная ремарка: "Народ безмолвствует" о многом говорит.
Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем,
и будущую обреченность еще одного представителя
преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.