ЗАРАНЕЕ У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в за лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
-ответь письменно на вопросы. Запиши их в тетрадь. Отправь учителю.
1. В какое время и где происходят события басни?
2. Какие черты героев русских народных сказок о животных использовал баснописец? В
чем своеобразие басенных персонажей Крылова?
3. Сопоставьте интонации Волка и Ягненка. Как в содержании реплик и интонациях
Волка проявляется несоответствие его тона реальному положению?
4. Какие слова Волка доказывают очевидную несправедливость его обвинений в адрес
Ягненка?
5. Почему Волк, понимая, что он не прав, еще больше злится? О чем это может говорить?
В чем настоящие причины конфликта?
6. В басне персонажи изначально занимают разное положение в жизни: один - господин,
другой - слуга, подчиненный, и это подчеркивается их совершенно разным поведением и
речью.