Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Русская литература» 6 класс
Продолжительность – 40 минут Количество –
Цели : 6.1.1.1 Понимать термины повесть , сказка, пейзаж ,метафора ,олицетворение; эпос, лирика, драма; 6.2.4.1 Анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важнве для характеристики главных героев; 6.2.5.1 Характеризовать героев, используя план, и цитаты из текста; 6.2.9.1 Писать творческие работы ( мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка.
Понимание и ответы по тексту (5б) Задания Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник».
Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься». Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно». Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать. На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют , или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ. Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги . Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни
деревца, ни кустика по дороге.
1. Разбейте текст на смысловые части. (1б) ( можно устно)
2. Озаглавьте отрывок. (1б)
3. Составьте простой назывной план. (1б)
4.
Подберите к каждому пункту плана соответствующие цитаты.( 1б)
ответьте кратко на вопрос. Создавая портрет Дины, Толстой обращает внимание на то, что «как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся», а позже замечает, что Дина «побежала на гору, как козочка прыгает». Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? (1б) Итого (5б)
Анализ и интерпретация текста (5 б)
Задание 1. Напишите анализ прочитанного выше эпизода.
Охарактеризуйте персонаж. Определите, какие проблемы поднимаются автором в начале произведения. Определите роль данного эпизода в произведении. Для подтверждения собственных идей используйте цитаты из произведения. ( 5б)
Оценка и сравнительный анализ (10 б)
Задания 2.
Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какое место в вашей жизни занимает дружба почему?» Аргументируйте свое мнение примерами из жизни и стихотворения В. Высоцкого «Песня о друге»)