Задание по литературе (10 класс)
Рассказ «Человек в футляре»
1. Как зовут главного героя этого рассказа? Кто он по профессии? Какова его любимая поговорка?
2. Если у главного героя рассказа литературные предшественники? Или он исключительно чеховское создание? (Вспомните сказки С-Щедрина.)
3. Докажите, что главный герой этого рассказа одновременно и жалок, и страшен.
4. Как новый педагог, Коваленко, воспринимает всё происходящее в этом городе и в гимназии? Почему Чехов наделяет его профессией учителя географии?
5. Чему пытается научить Беликов молодого коллегу? В чем упрекает его? Что советует?
6. Почему Коваленко не боится Беликова? Ведь тот пригрозил донести начальству на молодого коллегу.
7. Что стало причиной смерти главного героя рассказа?
8. Обрел ли он свой идеал в финале рассказа?
9. Почему жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее?
10. Что такое футляр? Где мы встречаем футляры в этом рассказе Чехова?
Рассказ «Крыжовник»
1. Докажите, что если Беликов показан в «маленькой трилогии» как человек уже сформировавшийся, то характер главного героя рассказа «Крыжовник», Николая Иваныча, дается в развитии.
2. Хороша ли мечта Николая Иваныча? С каких средств достиг он своего счастья?
3. Если бы вы были доктором, какой диагноз бы вы поставили главному герою рассказа?
• Цель не оправдывает средства.
• Счастье портит человека.
• Приземленные мечты приземляют душу.
• Из грязи вылез в князи.
1. Почему вид счастливого человека в финале так отвратителен рассказчику, Ивану Иванычу, и нам, читателям? Зависть ли тому причиной? Как выглядит гигантское имение Николая Ивановича?
2. Как повлияла на Ивана Иваныча картина, которую он увидел в «Гималайском тож»? Как вы понимаете смысл фразы о «человеке с молоточком»?
3. Можно ли утверждать, что понятие «футлярной жизни» подходит и к этому рассказу?
2. Главный герой имеет литературных предшественников. В сказке С-Щедрина "Городок в табакерке" также присутствует герой, оказавшийся внутри футляра.
3. Главный герой этого рассказа одновременно жалок и страшен. Он жалок, потому что является одиноким, неполноценным и малоуважаемым человеком, который испытывает обиды и не справляется с житейскими трудностями. С другой стороны, он страшен, потому что его внешность и образ жизни вызывают отвращение у окружающих.
4. Коваленко, новый педагог, воспринимает все происходящее в городе и в гимназии с некоторым сожалением и разочарованием. Чехов наделяет его профессией учителя географии, чтобы показать его более широкий взгляд на мир и понимание места и роли человека в нем.
5. Беликов пытается научить молодого коллегу, Коваленко, терпению и труду. Он упрекает его в безразличии и безынициативности, советуя проявлять больше силы воли и настойчивости в достижении своих целей.
6. Коваленко не боится Беликова, потому что он понимает, что тот является слабым и беспомощным человеком, не способным реализовать свои угрозы. Более того, Беликов зависел от Коваленко, который был его начальником, и бояться его угроз было бы бессмысленным.
7. Продолжительное использование футляра в качестве укрытия и жизни в закрытом пространстве стало причиной смерти Беликова. Он задохнулся от удушья в футляре.
8. В финале рассказа Беликов не обретает свой идеал. Он до конца остается одиноким и несчастным человеком, не достигший своих жизненных целей и не обретший счастье.
9. Жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась и не стала свободнее, потому что его смерть не сменила систему ценностей и отношений в городском сообществе. Он был непопулярен и неуважаем в жизни, и его смерть не изменила отношение к нему.
10. Футляр - это предмет, обычно изготовленный из металла или дерева, предназначенный для хранения или транспортировки какого-либо предмета. В рассказе Чехова футляр используется как символ узкости и ограниченности жизни Беликова. Встречаем футляры в этом рассказе в контексте жизни Беликова, который буквально живет в футляре, и в контексте его погребения, когда его тело помещается в футляр для защиты.
[ПРИМЕЧАНИЕ: Предлагаемый ответ является лишь одним из возможных и может быть дополнен или раскрыт по желанию учителя].
Человек в футляре
1. Как зовут главного героя этого рассказа? Кто он по профессии?
Какова его любимая поговорка?
учитель Беликов." Как бы чего не вышло"
2. Если у главного героя рассказа литературные предшественники?
Или он исключительно чеховское создание?
Есть у того же Чехова герои рассказов"Крыжовник","Ионыч"
7. Что стало причиной смерти главного героя рассказа?
Беликов умер от страха жизни, которая грубо разорвала его
замкнутое пространство, в котором он благополучно пребывал
(Варенька, катающаяся на велосипеде; несостоявшаяся женитьба;
Коваленко спустил его с лестницы, -
происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты
его положения).
Парадокс смерти Беликова в том, человек, державший в страхе
весь город, сам умер от страха.
8. Обрел ли он свой идеал в финале рассказа?
Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр -
гроб. Лежит там, улыбаясь.
9. Почему жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась,
не стала свободнее?
"Хоронить таких людей: большое удовольствие"?
Ничего не изменилось в жизни города. Таких людей много.
10. Что такое футляр?
Так могут называть педантичного, сухого человека,
который живёт в своём мире по раз и навсегда установленному образцу,
по заведённому порядку, по шаблону.
Дальше не нашел.
Объяснение:
Дальше не нашел.