Задание 2 ( ). Прочитайте стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Февраль. Достать чернил
и плакать...» Каким видит поэт свое предназначение? Оформите свои впечатления и
наблюдения в виде связного текста, представляющего собой краткий разбор этого сти-
хотворения с элементами литературоведческого анализа. При написании работы ответьте
на следующие вопросы:
1. Какое время года описывается в стихотворении? Учтите, что стихотворение напи-
сано до перехода на новое время, то есть он начинался где-то с 14 февраля (по
нашему календарю) и заканчивается 14 марта (по нашему календарю). С
каких деталей это происходит? Какой цвет упоминается в стихотворении? Почему?
2. Какую роль играет звукопись? Какие образы создает аллитерация («и ветер кри-
ками изрыт», «клик колес» «Ливень... чернил, слез»)?
3. Какую роль в создании образов играют эпитеты («сухая грусть» «грохочущая сля-
коть»), метафоры («ветер криками изрыт», «дно очей»)?
4. Какой образ лежит в основе композиционного кольца («Достать чернил и плакать»,
«еще шумней и чернил и слез», «слагаются стихи навзрыд»)? К какому выводу о
понимании сути поэтического творчества подводит нас анализ этого образа?
Борис Леонидович Пастернак.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся влужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1912