Предлагаемый вашему вниманию очередной выпуск популярного библиографического ежегодника “Литература и искусство'95” содержит выборочную информацию о наиболее заметных первых публикациях в издательствах и литературно-художественных журналах Москвы и С.-Петербурга произведений отечественной и иностранной художественной литературы, популярных работ по литературоведению, книг и альбомов по искусству, вышедших в свет в 1995 г. В качестве “новинок” для российского читателя рассматриваются также произведения русских писателей-эмигрантов, изданные ранее за рубежом, но впервые напечатанные в нашей стране.
Дифференцированный отбор из литературного потока обусловлен популярным характером справочника, ориентированного на широкие круги любителей литературы и искусства. Информация состоит из полного библиографического описания изданий и аналитических аннотаций, дающих представление о содержании, тематике и основных проблемах рекомендуемого произведения, а также минимально необходимые сведения об авторе. В тех случаях, когда то или иное произведение получило развернутую оценку в прессе, указаны рецензии.
Теперь, по традиции, несколько слов о состоянии литературы года с точки зрения авторов ежегодника.
Отечественная проза 1995 года больше всего напоминает ту незадачливую лошадь на скачках из английского анекдота. “Тоже бежала”, сказано было о ней при оценке участников забега. Проза года “тоже бежала”, но ничего выдающегося показать не смогла. Об этом - с большей или меньшей степенью корпоративной заинтересованности - в течение года писали литературные критики; это видно и тем из читателей, кто все еще регулярно просматривает “толстые” журналы.
Больше всего - из-за тематики или нестандартного этико-эстетического взгляда - говорили, кажется, о рассказе В. Маканина “Кавказский пленный”; интеллектуальная критика пыталась растолковать ценность новых произведений талантливых А. Дмитриева “Поворот реки” и П. Алешковского “Владимир Чигринцев”.
Показательно, что в этом году на страницах нашего ежегодника немало произведений малого жанра. Рассказ, судя по всему, становится наиболее адекватной формой отражения фрагментарного мира. Но имена по преимуществу известные: В. Аксенов, А. Солженицын, Л. Петрушевская, Ю. Буйда, О. Ермаков
Стабильность и качество литературного мастерства демонстрируют неувядаемые классики советской литературы 60 - 70-х годов - В. Астафьев, Г. Бакланов, С. Залыгин, Ф. Искандер. Каждый из них продолжает свою тему, каждый имеет свой устойчивый круг читателей.
Возможно, причиной тому является повсеместно и поголовно ощущаемое настроение fin de siecle, но заметную долю книжно-журнальной полезной площади занимают по-прежнему мемуарно-эссеистические, биографические и автобиографические тексты (включая посмертные публикации). Среди них стоит назвать воспоминания Э. Герштейн “Анна Ахматова и Лев Гумилев”, С. Дубновой-Эрлих “Хлеб и маца”, Т. Жирмунской “Мы - счастливые люди”, историко-литературные эссе М. Кураева “Жребий 241”, С. Липкина “Карьера Затычкина”, А. Наймана “Славный конец бесславных поколений”, А. Сергеева “Альбом для марок”, В. Шефнера “Бархатный путь” и др.; публикации из записных книжек Вен. Ерофеева, В. Некрасова, Д. Самойлова, В. Шаламова.
Современная действительность предоставляет плодотворный материал преимущественно писателям детективного жанра. На русской почве, как это известно с конца века, детектив приживается плохо; на нашей земле это ветвистое древо выглядит однобоко и плодоносит преимущественно криминальным романом. Наиболее примечательным произведениям этого жанра посвящен специальный обзор в конце раздела “проза”.
Предлагаемый вашему вниманию очередной выпуск популярного библиографического ежегодника “Литература и искусство'95” содержит выборочную информацию о наиболее заметных первых публикациях в издательствах и литературно-художественных журналах Москвы и С.-Петербурга произведений отечественной и иностранной художественной литературы, популярных работ по литературоведению, книг и альбомов по искусству, вышедших в свет в 1995 г. В качестве “новинок” для российского читателя рассматриваются также произведения русских писателей-эмигрантов, изданные ранее за рубежом, но впервые напечатанные в нашей стране.
Дифференцированный отбор из литературного потока обусловлен популярным характером справочника, ориентированного на широкие круги любителей литературы и искусства. Информация состоит из полного библиографического описания изданий и аналитических аннотаций, дающих представление о содержании, тематике и основных проблемах рекомендуемого произведения, а также минимально необходимые сведения об авторе. В тех случаях, когда то или иное произведение получило развернутую оценку в прессе, указаны рецензии.
Теперь, по традиции, несколько слов о состоянии литературы года с точки зрения авторов ежегодника.
Отечественная проза 1995 года больше всего напоминает ту незадачливую лошадь на скачках из английского анекдота. “Тоже бежала”, сказано было о ней при оценке участников забега. Проза года “тоже бежала”, но ничего выдающегося показать не смогла. Об этом - с большей или меньшей степенью корпоративной заинтересованности - в течение года писали литературные критики; это видно и тем из читателей, кто все еще регулярно просматривает “толстые” журналы.
Больше всего - из-за тематики или нестандартного этико-эстетического взгляда - говорили, кажется, о рассказе В. Маканина “Кавказский пленный”; интеллектуальная критика пыталась растолковать ценность новых произведений талантливых А. Дмитриева “Поворот реки” и П. Алешковского “Владимир Чигринцев”.
Показательно, что в этом году на страницах нашего ежегодника немало произведений малого жанра. Рассказ, судя по всему, становится наиболее адекватной формой отражения фрагментарного мира. Но имена по преимуществу известные: В. Аксенов, А. Солженицын, Л. Петрушевская, Ю. Буйда, О. Ермаков
Стабильность и качество литературного мастерства демонстрируют неувядаемые классики советской литературы 60 - 70-х годов - В. Астафьев, Г. Бакланов, С. Залыгин, Ф. Искандер. Каждый из них продолжает свою тему, каждый имеет свой устойчивый круг читателей.
Возможно, причиной тому является повсеместно и поголовно ощущаемое настроение fin de siecle, но заметную долю книжно-журнальной полезной площади занимают по-прежнему мемуарно-эссеистические, биографические и автобиографические тексты (включая посмертные публикации). Среди них стоит назвать воспоминания Э. Герштейн “Анна Ахматова и Лев Гумилев”, С. Дубновой-Эрлих “Хлеб и маца”, Т. Жирмунской “Мы - счастливые люди”, историко-литературные эссе М. Кураева “Жребий 241”, С. Липкина “Карьера Затычкина”, А. Наймана “Славный конец бесславных поколений”, А. Сергеева “Альбом для марок”, В. Шефнера “Бархатный путь” и др.; публикации из записных книжек Вен. Ерофеева, В. Некрасова, Д. Самойлова, В. Шаламова.
Современная действительность предоставляет плодотворный материал преимущественно писателям детективного жанра. На русской почве, как это известно с конца века, детектив приживается плохо; на нашей земле это ветвистое древо выглядит однобоко и плодоносит преимущественно криминальным романом. Наиболее примечательным произведениям этого жанра посвящен специальный обзор в конце раздела “проза”.