Задание 1. Выполните следующее упражнение. 1) Школьники поехали в США на месяц. Они должны были вернуться 20 октября, но неожиданно школа получила сообщение о том, что ребята возвращаются на день раньше. Вам поручили обзвонить всех родителей и сообщить им дату и время приезда. В квартире Краковых вам ответил автоответчик. Какое сообщение вы оставите для родителей на автоответчике?
2) Вы звоните в вашу фирму из аэропорта: хотите сделать сообщение по поводу приезда и встречи представителя вашей фирмы за рубежом господина Брауна. Вам отвечает автоответчик. Что вы предпримете? Какое сообщение вы оставите своим коллегам на автоответчике?
Задание 2. Обсуждение ситуаций.
В следующих диалогах охарактеризовать абонентов с точки зрения правильности ведения телефонного разговора. Какие правила этикета телефонного разговора нарушены в диалогах?
Диалог 1
- Алло! Кто это?
- А кто вам нужен?
- Николай Иванович, это вы?
- Нет, Николай Иванович уже отдыхает. Время-то позднее, милок!
- А с кем я разговариваю?
- С его дедушкой. А вы кто будете?
- Сотрудник с его кафедры.
Диалог 2
-Алло! Здравствуйте. Андрей Петрович вас беспокоит. Извините за поздний звонок.
- Ничего-ничего. Здравствуйте.
- Я хотел бы поговорить с Николаем Ивановичем. Извините, а с кем я говорю?
- С дедом Николая Ивановича. Простите, Андрей Петрович, но он уже отдыхает.
прощения еще раз. Передайте ему что материал для его доклада подготовлен.
Задание 3. Выполните следующее упражнение.
Вам необходимо позвонить по делу домой другу в вечернее время. Трубку берет кто-то из членов семьи. Составьте диалог и оцените, правильно ли вы использовали телефонные этикетные формулы.
Задание 4. Проанализируйте ситуацию:
Какие правила этикета не соблюдены в данной ситуации высокопоставленным лицом?
Явившись раз по делу к высокопоставленному лицу, Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При входе поэта лицо, разумеется, и не подумало изменить позы, а когда Пушкин, передав, что было нужно, хотел удалиться, то получил приказание произнести экспромт.
Дети на полу - умный на диване, - сквозь зубы сказал раздосадованный Пушкин.
Ну, что же тут остроумного, - возразила особа, - дети на полу, умный на диване. Понять не могу. Ждал от тебя большего.
Пушкин молчал, и когда особа, повторяя фразу и перемещая слоги, дошла наконец до такого результата: «детина полоумный на диване», то, разумеется, немедленно и с негодованием отпустила Пушкина.
1) Школьники вернутся на день раньше, поэтому вам нужно оставить сообщение на автоответчике для родителей. Сообщение может быть следующим:
"Здравствуйте, родители! Хотели вам сообщить, что наши школьники вернутся из США на один день раньше, теперь приезд запланирован на 19 октября. Отправление из аэропорта JFK в Нью-Йорке в 15:00 по местному времени. Просим встретить детей в аэропорту рейсом JK-123 в 18:00 по местному времени. Будьте внимательны к изменению даты приезда. Спасибо!"
2) Вы звоните в свою фирму из аэропорта и хотите сообщить коллегам о приезде представителя господина Брауна. Вам отвечает автоответчик, и вы оставляете сообщение:
"Приветствую! Это (Ваше имя), звоню из аэропорта. По приезду я хочу сообщить, что представитель нашей фирмы, господин Браун, прибудет завтра. Просьба подготовить встречу для него в офисе в 09:00 утра. Если у вас есть какие-либо вопросы или предложения, пожалуйста, оставьте мне сообщение. Спасибо!"
Задание 2:
Диалог 1:
В данном случае несколько правил этикета телефонного разговора нарушены:
- Абонент, отвечающий на звонок, прежде чем спросить, кто звонит, должен сказать "Здравствуйте!" или "Алло! В чём дело?"
- Абонент, задавший вопрос "А кто вам нужен?", мог бы вежливее спросить, с кем говорит.
- Вместо фразы "Время-то позднее, милок!" абонент мог бы просто сказать, что Николай Иванович уже отдыхает и предложить определиться со своей просьбой.
- Абоненты обращаются друг к другу без должного уважения, это также нарушение этикета телефонных разговоров.
Диалог 2:
В данном диалоге этикет телефонного разговора соблюден, и все правила не нарушены.
Задание 3:
Диалог при звонке домой другу:
Вы: "Здравствуй, это я. Рад звонить так поздно, извини за беспокойство."
Член семьи: "Здравствуйте! Не беспокойся, всегда рады тебе помочь."
Вы: "Я звоню по делу. Можешь передать, что (суть разговора). Спасибо большое!"
Член семьи: "Конечно, передам. Удачи в твоих делах!"
В данном диалоге были использованы такие формулы телефонной этикетности, как приветствие, извинение за поздний звонок и благодарность за оказанную помощь.
Задание 4:
В данной ситуации высокопоставленное лицо не соблюдает несколько правил этикета:
- Оно зевает и не встает с дивана, когда Пушкин входит. Согласно этикету, когда высокопоставленное лицо встречает кого-то, оно должно встать с места и проявить уважение.
- Приказывать произнести экспромт является грубостью и несоблюдением уважения к собеседнику.
- Высокопоставленное лицо малоинтересуется тем, что Пушкин говорит, и высказывает насмешку и недовольство, проигрывая его слова.
- Оно не заботится о корректной коммуникации и не пытается понять, что Пушкин говорит. Вместо этого оно проявляет негодование и насмешку.
Таким образом, высокопоставленное лицо не соблюдает правила вежливости, уважения и внимательности в данной ситуации.