Задание 1.
Прочитать статью
Взгляд Пришвина на природу, на жизнь и творчество необычен. Созданный им поэтический мир полон света и оптимизма; трагическое как препятствие торжеству жизни было ему чуждо. Недаром в его произведениях мы так часто встречаем образ весны, даже множество весен - весну света, весну воды, весну первой зелени, весну человека.
В книгах писателя есть одна черта, одна особенность, которую необходимо понять и о которой нужно помнить. Писатель не пытается очеловечить природу, уподобить ее жизнь жизни людей. Он изображает ее такой, ка она есть, в ее собственном развитии. М. Пришвин стремился к тому, чтобы не он говорил за природу, а как бы сама природа через него рассказала людям о себе. Но, конечно, не следует думать, что природа интересовала писателя исключительно сама по себе, без связи с жизнью человека; природа в произведениях Пришвина взаимодействует с человеческой душой.
Москва-река — центральный образ одноименного рассказа. Наряду с ним в рассказе имеется ряд второстепенных на первый взгляд образов, без которых и основной немыслим. Какие это образы?
Одним из первых Пришвин осознал, что бурное развитие промышленности, издержки урбанизации могут нанести природе непоправимый вред, и встал на ее защиту.
В его произведениях мы постоянно встречаемся с мыслью о необходимости бережного отношения к природе, вреде ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности облагораживающе действовать на душу человека, формировать его нравственный мир.
Пришвинской цветописи свойственна обобщенность. Излюбленные цвета писателя и яркие: черный, белый, красный, желтый, зеленый. Это не особенность зрения. Напротив, Пришвин может удивительно тонко улавливать нюансы цвета: «...там красный снегирь на белом снегу, там желтоватый беляк на синеватом снегу, там тоже белая, но на синем, мертвом, — розовая, живая береза»; «Все больше и больше на солнце синеют белые снега, розовеют белые березы, и желтеют спящие на голубом снегу белые зайцы».
Обобщение цвета для Пришвина — это и результат детски жизнерадостного мировосприятия, и живописная манера.
Мальчик Вася Веселкин — герой еще многих произведений М. Пришвина.
Ему посвящен рассказ «Вася Веселкин». В финале писатель дарит герою свою любимую книгу и благодарит за называя его «стыдливым, застенчивым в своих добрых делах и бесстрашным в отстаивании правды». М. Пришвин верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, живет ребенок, сохраняющий веру в добро, справедливость и красоту.
Задание 2
Прочитайте рассказ Пришвина «Москва-река» (учебник)
Задание 3
Пользуясь статьей и текстом рассказа, ответьте письменно на во Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство.
2) Найдите в тексте рассказа слова, воссоздающие картину «маленькой реки» Москвы во время половодья.
3) Какие цвета присутствуют в рассказе?
4) Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?
5) Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?
6) Как проявляется искреннее чувство любви Вани и Васи Веселкина к родным местам?