я все свои потратил 4. Что нам рассказывается в этой части?
5. Подумайте, как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению?
6. Какие картины вы рисуете в своем воображении?
7. Как называет голод поэт?
8. Какой художественный прием используется здесь? (Метафора.)
9. Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте.
...Водит он армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей...
10. Какой художественный прием встретился нам здесь?
11. Какие глаголы представить страшную картину подневольного труда? (перечислите)
– Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание.
12. Какие эпитеты здесь используются?
13. Что из себя представляет третья часть?
14. Каковы взгляды генерала на народ? Как он их называет?
– Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ.
15. А каков взгляд генерала на воспитание детей?
– А вы согласны с таким мнением? УСТНО поразмышляйте над этим вопросом.
16. Что мы видим в четвертой части?
– Известно, что ученые-литературоведы расходятся в оценке позиции Н. А. Некрасова в последней части. Одни считают строфы, рисующие народное веселье, мрачными, потому что здесь поэт показывает готовность людей смиренно прощать своих закоренелых врагов. А другие литературоведы действительно видят веселье.
Давайте попытаемся найти ответ на вопрос в тексте стихотворения.
...Труды роковые кончены...
Мертвые в землю закрыты; больные
Скрыты в землянках...
17. О чем свидетельствуют эти строки?
– Посмотрите на строки, которые содержат в себе нотки радости
...С Богом, теперь по домам, – поздравляю!
Шапки долой – коли я говорю!
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимки дарю.
18. Что такое недоимки, почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.