рассказ зощенко «встреча» был напечатан в 1928 г. в книге «дни нашей жизни», вышедшей в библиотеке журнала «бегемот».
направление и жанр
михаил зощенко – писатель-реалист. его крошечные рассказы раскрывают характеры простых, бесхитростных советских людей, к которым писатель относится тепло. в данном рассказе герой-рассказчик подвергается сатирическому осмеянию: он корыстолюбив и труслив, не верит в лучшие человеческие качества. конечно, критика обращена не на «маленького человека», а на систему, калечащую души. с другой стороны, на примере героя-попутчика писатель показывает, что человека нельзя испортить, если он сам того не хочет.
герои рассказа
рассказчик в данном произведении не тождественен автору. более того, автор не симпатизирует своему герою. личность рассказчика должна была вызвать у читателя отвращение и возмущение. но это чувство автор пробуждает постепенно.
первое утверждение рассказчика о любви к людям должно было расположить к нему читателя. заявление, что рассказчик не видел бескорыстных людей, спорно и требует доказательств. в начале рассказчик ведёт себя естественно: он любуется крымскими красотами, изнывает от жары.
читатель даже готов простить рассказчику нежелание встречаться с прохожим на пустынной дороге. и всё-таки в этом факте уже есть что-то непривлекательное: рассказчик как-то чрезмерно осторожен. он в первую очередь думает: «мало ли чего бывает. соблазну много». кажется, что боится соблазниться сам рассказчик. в дальнейшем он проявляет трусость, убегая от одинокого человека. рассказчик останавливается от изнеможения, а вовсе не потому, что слышит слово, с которым вряд ли обратился бы грабитель: «стой! товарищ! »
второй герой рассказа - действительно альтруист, бескорыстный человек. читатель не сомневается в этом, в отличие от героя-рассказчика. читатель видит попутчика глазами рассказчика. этот человек одет небогато, на ногах сандалии, а «заместо рубашки сетка». в дальнейшем выясняется, что собеседник рассказчика – «пищевик», то есть он работает в пищевой промышленности. очевидно, он местный, потому и использует сетку в качестве одежды. он противопоставляет себя туристам, которые «тут завсегда путаются».
единственная выгода, которую получает «пищевик», по жаркому шоссе догоняющий рассказчика – это сигаретка. есть ещё и нематериальная выгода – вдвоём идти веселее.
речь рассказчика бедна, не хватает слов даже для описания крымской природы: синее море, чертовские горы, орлы летают, корабли плавают, красота неземная.
сюжет и композиция
рассказ описывает одно событие в жизни героя - встречу с единственным, с его точки зрения, бескорыстным человеком, «светлой личностью». примерно треть маленького рассказа посвящена рассуждениям об этой встрече.
рассказ начинается с заявления рассказчика: «скажу вам откровенно: я люблю людей». читатель предполагает, что рассказчик – человек открытый и искренний. но всё дальнейшее повествование противоречит этому предположению. некоторые исследователи даже считают, что в первом предложении звучит голос самого автора.
рассказчик, отдыхающий в крыму, встречает по дороге из ялты в алупку случайного прохожего. он убегает, боясь столкнуться с незнакомым человеком в пустынной местности. прохожий упорно преследует рассказчика с единственной целью: сообщить о более короткой и тенистой дороге.
рассказ заканчивается, как и начинался, рассуждениями о бескорыстии, в которое рассказчик так до конца и не верит.
художественное своеобразие
в крошечный рассказ герой сумел вместить сразу три голоса – автора, рассказчика и попутчика. каждый из них узнаваем. автор представляет собой высшую справедливость, он – голос вопрошающий, ищущий бескорыстных людей. рассказчик изо всех сил стремится быть хорошим, как он это понимает. но его стремления представляются неискренними. так, прекрасный пейзаж быстро перестаёт его интересовать. рассказчик обнаруживает страхи и сомнения, которые мучат его и разрушают душевную гармонию. более гармоничен «пищевик». несмотря на бедность и малограмотность, он внутренне свободен. это любимый зощенко тип людей, сохраняющих благородство и остающихся «светлыми личностями» невзирая на обстоятельства.
ответ: «встреча», анализ рассказа зощенко
создания
рассказ зощенко «встреча» был напечатан в 1928 г. в книге «дни нашей жизни», вышедшей в библиотеке журнала «бегемот».
направление и жанр
михаил зощенко – писатель-реалист. его крошечные рассказы раскрывают характеры простых, бесхитростных советских людей, к которым писатель относится тепло. в данном рассказе герой-рассказчик подвергается сатирическому осмеянию: он корыстолюбив и труслив, не верит в лучшие человеческие качества. конечно, критика обращена не на «маленького человека», а на систему, калечащую души. с другой стороны, на примере героя-попутчика писатель показывает, что человека нельзя испортить, если он сам того не хочет.
герои рассказа
рассказчик в данном произведении не тождественен автору. более того, автор не симпатизирует своему герою. личность рассказчика должна была вызвать у читателя отвращение и возмущение. но это чувство автор пробуждает постепенно.
первое утверждение рассказчика о любви к людям должно было расположить к нему читателя. заявление, что рассказчик не видел бескорыстных людей, спорно и требует доказательств. в начале рассказчик ведёт себя естественно: он любуется крымскими красотами, изнывает от жары.
читатель даже готов простить рассказчику нежелание встречаться с прохожим на пустынной дороге. и всё-таки в этом факте уже есть что-то непривлекательное: рассказчик как-то чрезмерно осторожен. он в первую очередь думает: «мало ли чего бывает. соблазну много». кажется, что боится соблазниться сам рассказчик. в дальнейшем он проявляет трусость, убегая от одинокого человека. рассказчик останавливается от изнеможения, а вовсе не потому, что слышит слово, с которым вряд ли обратился бы грабитель: «стой! товарищ! »
второй герой рассказа - действительно альтруист, бескорыстный человек. читатель не сомневается в этом, в отличие от героя-рассказчика. читатель видит попутчика глазами рассказчика. этот человек одет небогато, на ногах сандалии, а «заместо рубашки сетка». в дальнейшем выясняется, что собеседник рассказчика – «пищевик», то есть он работает в пищевой промышленности. очевидно, он местный, потому и использует сетку в качестве одежды. он противопоставляет себя туристам, которые «тут завсегда путаются».
единственная выгода, которую получает «пищевик», по жаркому шоссе догоняющий рассказчика – это сигаретка. есть ещё и нематериальная выгода – вдвоём идти веселее.
речь рассказчика бедна, не хватает слов даже для описания крымской природы: синее море, чертовские горы, орлы летают, корабли плавают, красота неземная.
сюжет и композиция
рассказ описывает одно событие в жизни героя - встречу с единственным, с его точки зрения, бескорыстным человеком, «светлой личностью». примерно треть маленького рассказа посвящена рассуждениям об этой встрече.
рассказ начинается с заявления рассказчика: «скажу вам откровенно: я люблю людей». читатель предполагает, что рассказчик – человек открытый и искренний. но всё дальнейшее повествование противоречит этому предположению. некоторые исследователи даже считают, что в первом предложении звучит голос самого автора.
рассказчик, отдыхающий в крыму, встречает по дороге из ялты в алупку случайного прохожего. он убегает, боясь столкнуться с незнакомым человеком в пустынной местности. прохожий упорно преследует рассказчика с единственной целью: сообщить о более короткой и тенистой дороге.
рассказ заканчивается, как и начинался, рассуждениями о бескорыстии, в которое рассказчик так до конца и не верит.
художественное своеобразие
в крошечный рассказ герой сумел вместить сразу три голоса – автора, рассказчика и попутчика. каждый из них узнаваем. автор представляет собой высшую справедливость, он – голос вопрошающий, ищущий бескорыстных людей. рассказчик изо всех сил стремится быть хорошим, как он это понимает. но его стремления представляются неискренними. так, прекрасный пейзаж быстро перестаёт его интересовать. рассказчик обнаруживает страхи и сомнения, которые мучат его и разрушают душевную гармонию. более гармоничен «пищевик». несмотря на бедность и малограмотность, он внутренне свободен. это любимый зощенко тип людей, сохраняющих благородство и остающихся «светлыми личностями» невзирая на обстоятельства.
объяснение: