Выразительные средства языка (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение) 1.Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!" 2.Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса Наследник всех своих родных. Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.
!
1. Давайте начнем с первого фрагмента:
"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог."
В этих строках видны два выразительных средства – эпитет и сравнение. Эпитет – это такое слово или выражение, которое прилагается к существительному и помогает нам описывать предмет или явление более ярко. Здесь эпитет повествует нам о дяде, который честен и правильно поступает. А сравнение – это такая фигура речи, которая сравнивает два предмета или явления для усиления выразительности или понимания. Здесь предмет сравнения – это лучшее представление о том, как должен вести себя человек.
"Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!"
Здесь мы видим олицетворение, когда скука превращается в существо, которое намеревается вынудить нас оставаться рядом с больным, не позволяя нам отходить ни на шаг. То есть автор хочет сказать, что приходится скучать и не делать ничего интересного.
"Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!"
Здесь автор выражает свое возмущение и обиду по отношению к тем людям, которые делают вид, что помогают, но на самом деле находят развлечение в горе и страданиях других. Этот фрагмент также содержит эпитет "низкое коварство", который характеризует такое поведение.
2. И перейдем ко второму фрагменту:
"Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня."
В этом фрагменте мы встречаем метафору, которая выполняет функцию сравнения разных предметов или явлений без использования слова "как". Здесь Онегин называется наследником всех своих родных, таким образом автор описывает его состояние и происхождение. Также автор обращается к читателю и предлагает познакомиться с героем его романа.
Вот и все, дорогие школьники. Мы рассмотрели различные выразительные средства языка: эпитет, метафору, олицетворение и сравнение. Надеюсь, я смог вам понятно объяснить каждое из них. Если у вас возникнут вопросы, не стесняйтесь и спрашивайте!