Выпишите эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др. выразительные средства из стихотворения дедушка мазай и зайцы:
в августе, около малых вежей,
с старым мазаем я бил дупелей.
как-то особенно тихо вдруг стало,
нa небе солнце сквозь тучу играло.
тучка была небольшая на нем,
а разразилась жестоким дождем!
прямы и светлы, как прутья стальные,
в землю вонзались струи дождевые
с силой я и мазай,
мокрые, скрылись в какой-то сарай.
дети, я вам расскажу про мазая.
каждое лето домой приезжая,
я по неделе гощу у него.
нравится мне деревенька его:
летом ее убирая красиво,
исстари хмель в ней родится на диво,
вся она тонет в зеленых садах;
домики в ней на высоких столбах
(всю эту местность вода понимает,
так что деревня весною всплывает,
словно венеция). старый мазай
любит до страсти свой низменный край.
вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
торной дорогой ходить ему - скука!
за сорок верст в кострому прямиком
сбегать лесами ему нипочем:
"лес не дорога: по птице, по зверю
выпалить можно". - а леший? - "не верю!
раз в кураже я их звал-поджидал
целую ночь, - никого не видал!
за день грибов насбираешь корзину,
ешь мимоходом бруснику, малину;
вечером пеночка нежно поет,
словно как в бочку пустую удод
ухает; сыч разлетается к ночи,
рожки , рисованы очи.
ну, ночью робел я и сам:
уж тихо в лесу по ночам.
тихо как в церкви, когда отслужили
службу и накрепко дверь затворили,
разве какая сосна заскрипит,
словно старуха во сне "
дня не проводит мазай без охоты.
жил бы он славно, не знал бы заботы,
кабы не стали глаза изменять:
начал частенько мазай пуделять.
впрочем, в отчаянье он не приходит:
выпалит дедушка - заяц уходит,
дедушка пальцем косому грозит:
"врешь - упадешь! " - добродушно кричит.
знает он много рассказов забавных
про деревенских охотников славных:
кузя сломал у ружьишка курок,
спичек таскает с собой коробок,
сядет за кустом - тетерю подманит,
спичку к затравке приложит - и грянет!
ходит с ружьишком другой зверолов,
носит с собою горшок угольков.
"что ты таскаешь горшок с угольками? " -
больно, родимый, я зябок руками;
ежели зайца теперь сослежу,
прежде я сяду, ружье положу,
над уголечками руки погрею,
да уж потом и палю по злодею! -
"вот так охотник! " - мазай прибавлял.
я, признаюсь, от души хохотал.
впрочем, милей анекдотов крестьянских
(чем они хуже, однако, дворянских? )
я от мазая рассказы слыхал.
дети, для вас я один
ii
старый мазай разболтался в сарае:
"в нашем болотистом, низменном крае
впятеро больше бы дичи велось,
кабы сетями ее не ловили,
кабы силками ее не давили;
зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
только весенние воды нахлынут,
и без того они сотнями гинут, -
нет! еще мало! бегут мужики,
ловят, и топят, и бьют их баграми.
где у них я раз за дровами
в лодке поехал - их много с реки
к нам в половодье весной нагоняет -
еду, ловлю их. вода прибывает.
вижу один островок небольшой -
зайцы на нем собралися гурьбой.
с каждой минутой вода подбиралась
к бедным зверькам; уж под ними осталось
меньше аршина земли в ширину,
меньше сажени в длину.
тут я подъехал: лопочут ушами,
сами ни с места; я взял одного,
прочим скомандовал: прыгайте сами!
прыгнули зайцы мои, - ничего!
только уселась команда косая,
весь островочек пропал под водой:
"то-то! - сказал я, - не спорьте со мной!
слушайтесь, зайчики, деда мазая! "
этак гуторя, плывем в тишине.
столбик не столбик, зайчишко на пне,
лапки скрестивши, стоит, горемыка,
взял и его - тягота не велика!
только что начал работать веслом,
глядь, у куста копошится зайчиха -
еле жива, а толста как купчиха!
я ее, дуру, накрыл зипуном -
сильно не рано уж было.
мимо бревно суковатое плыло,
сидя, и стоя, и лежа пластом,
зайцев с десяток на нем
"взял бы я вас - да потопите лодку! "
жаль их, однако, да жаль и находку -
я зацепился багром за сучок
и за собою бревно
было потехи у баб, ,
как прокатил я деревней зайчишек:
"глянъ-ко: что делает старый мазай! "
ладно! любуйся, а нам не мешай!
мы за деревней в реке очутились.
тут мои зайчики точно сбесились:
смотрят, на задние лапы встают,
лодку качают, грести не :
берег завидели плуты косые,
озимь, и рощу, и кусты
к берегу плотно бревно я пригнал,
лодку причалил - и "с богом! "
и во весь дух
пошли зайчишки.
а я им: "у-х!
живей, зверишки!
смотри, косой,
теперь а чур зимой
не попадайся!
прицелюсь - бух!
и у-у-у-"
мигом команда моя разбежалась,
только на лодке две пары осталось -
сильно измокли, ослабли; в мешок
я их поклал - и домой приволок.
за ночь больные мои отогрелись,
высохли, выспались, плотно наелись;
вынес я их на лужок; из мешка
вытряхнул, ухнул - и дали стречка!
я проводил их всё тем же советом:
"не попадайтесь зимой! "
я их не бью ни весною, ни летом,
шкура плхая, - линяет косой"
1. Эпитеты:
- "малые вежи" - добавляет детали и образности к местности, где происходит событие.
- "небольшая тучка" - указывает на размер их и позволяет лучше представить себе ситуацию.
- "прямые и светлые" - передают характеристики струй дождя, делая их более живыми и ощутимыми.
- "низменный край" - описывает местность, где живет дедушка Мазай, указывая на ее низкое положение.
2. Метафоры:
- "струи дождевые" - сравнение струй дождя с прутьями стальными делает их более наглядными и яркими.
- "словно венеция" - сравнение деревни с Венецией, создает образ утопающей в воде деревни и подчеркивает ее особенность.
3. Олицетворения:
- "словно старуха во сне" - олицетворение старухи, скворца удует, чего физически не происходит, но воображение автора живописно передает сонный образ.
4. Сравнения:
- "словно как в бочку пустую удод ухает" - сравнение голоса пеночки с удодом, который издает звукы, напоминающие пустую бочку, придает описанию ночной атмосферы более живописное звучание.
- "жива, а толста как купчиха" - сравнение зайчихи с купчихой, подчеркивает ее полноту и размеры, делая образ более ярким и конкретным.
5. Другие выразительные средства:
- "всплывает", "низменный край" - используется гипербола для усиления описания деревни и придачи ей особенности.
- "заяц уходит, дедушка пальцем грозит" - используется рифма, чтобы создать эффект ритмичности, повторяющейся ситуации, выражающей отношения дедушки Мазая и зайцев.
Таким образом, в стихотворении "Дедушка Мазай и зайцы" автор использует эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и другие выразительные средства, чтобы создать яркие и образные описания событий и персонажей и передать настроение и атмосферу происходящего.