Выделите проблемы, над которыми размышляет автор текста.
(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что – страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?
(8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. (11)В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. (12)Вода – соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.
(13)Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. (14)Это слово появилось в России в середине века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». (15)Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. (16)Но чем будут отличаться новые образованные люди? (17)В чём их благородство? (18)«В интеллигентности», - был ответ. (19)В благородстве духа. (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. (21)Интеллигентность – то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. (22)Интеллигент – человек, соединяющий в себе знания и нравственность. (23)На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.
(24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники – их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.
(30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.
1. В первом предложении автор указывает на противопоставление мира чувства и мира интеллекта в современной эпохе. Он отмечает, что мир сосредоточен на знании, науке и технике, и достижения разума привлекают больше внимания, чем мир чувства.
2. Во втором предложении автор спрашивает, какую пользу может принести сильное чувство сильному уму. Здесь автор ставит вопрос о значимости эмоций и чувств в сравнении с разумом и интеллектом.
3. В предложении "Что – страсти?" автор задает вопрос о роли страстей и чувств в жизни человека. Он интересуется, какое влияние они оказывают на образование и воспитание ума.
4. В 6-7 предложениях автор ставит вопрос о том, как обеспечить гармоничное существование чувств в условиях современного промышленного общества. Он задается вопросом о том, как управлять своими эмоциями в промышленной среде и как совместить мир чувства и мир техники.
5. В предложениях с 8 по 11 автор обсуждает ложное представление о превосходстве разума над чувствами и антагонизме между ними. Он подчеркивает, что разум и чувство не существуют в чистом виде и необходимо размышлять об их воспитании и взаимосвязи.
6. В предложениях с 13 по 23 автор рассматривает понятие интеллигентности и связывает его с знаниями, нравственностью и умением объединить разум и чувство. Он устанавливает связь между интеллигентностью и почтением к разуму и правде.
7. В предложениях с 24 по 29 автор обсуждает проблему образования и ее связь с нравственностью. Он отмечает, что с появлением всеобщего образования возрастает опасность неинтеллигентных людей - образованных, но не совестливых и недобросовестных. Автор считает, что интеллигентность должна стать неотъемлемым качеством каждого человека.
8. В заключительном предложении автор подчеркивает важность воспитания детей таким образом, чтобы в мире было больше интеллигентных людей. Он призывает к размышлению о воспитании ума и созданию общества, где интеллигентность будет цениться и широко распространена.