Выбери один из предложенных отрывков и выполни его анализ.
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно высказать свое мнение по во которые приводятся ниже1.
1 Озаглавить эпизод.
2 Определить место данного эпизода в сюжете
3 Сформулировать основную мысль (идею) эпизода
4 Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
· кто они?
· каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
5 Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку поступкам в данном эпизоде.
6 Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
7 Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода для характеристики героев.
8 Перечислить художественные приемы, используемые писателем в этом эпизоде.
Вариант 2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
… Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», — повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! — говорил бедный дядька. — Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», — говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Петр Андреич! — шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. — Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод... (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» Меня подняли и оставили на свободе. …
1. Несостоявшаяся казнь.
2. Один из кульминационных эпизодов.
3. Основная мысль: добро воздаётся добром. Самоотверженный и преданный слуга Савельич, не боясь смерти, вступился за любимого барчука, потому что тот всегда относился к нему с добром. Бунтовщик Емельян Пугачёв помиловал Петра Гринёва, вспомнив, как тот когда-то подарил ему тулуп и угостил вином.
4. Главные герои эпизода и всего произведения: молодой офицер Пётр Андреевич Гринёв, его слуга Савельич и бутовщик и самозванец Емельян Пугачёв.
5. Гринёв мужественно перенёс сцену казни и после помилования, не захотев унижаться, рискуя вновь отправиться на виселицу, не поцеловал руку Пугачёву, не испугавшись и до конца выдержав испытание, что говорит о его чувстве собственного достоинства, смелости и верности Отечеству.
Дядька Савельич тоже вёл себя смело, хоть и несколько подобострастно, бросившись в ноги Емельяну. Но его можно понять, потому что он от смерти родного человека.
Пугачёв, вспомнив Гринёва, поступил благородно, помиловав молодого офицера. И даже его нежелание целовать руку свёл к шутке, что характеризует бунтаря даже с положительной стороны, показывая противоречивый и многогранный характер злодея.
7. В эпизоде не описаны пейзаж, портреты, интерьер. Действие передаётся большей частью через образную речь героев.
6, 8. В словах Савельича, Пугачёва и палачей использутся Постойте, окаянные! погодите!..", "дитяти", "знать, одурел от радости", "не бось".
Эпизод запоминается эпитетами, придающими выразительность речи: "чувствования смутны", "жилистую руку", "лютую казнь", "подлому унижению".
Объяснение: