Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение николая заболоцкого «некрасивая девочка», написанное в 1948 году. в основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».
описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. а заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». однако совсем не это привлекает в девочке автора. местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. но героиня стихотворения николая заблоцкого совсем иная. она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. в ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
однако николая заболоцкий понимает, что скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. автор с сожалением отмечает, что ему бы не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. но даже если это произойдет, автор надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».
николай заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». а раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. в финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.
описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. а заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». однако совсем не это привлекает в девочке автора. местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. но героиня стихотворения николая заблоцкого совсем иная. она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. в ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
однако николая заболоцкий понимает, что скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. автор с сожалением отмечает, что ему бы не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. но даже если это произойдет, автор надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».
николай заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». а раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. в финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.