Название этого направления в русском языке обозначает - образцовый. Существовал в европейской литературе и искусстве с 17 по начало 19 века. Особенности классицизма: В основу эстетики положены принципы рационализма - разум . Художественное произведение рассматривается с этой точки зрения как создание искусственное – сотворенное сознательно, разумно организованное, логически выстроенное. Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие средние и низкие. Такую классификацию в русском классицизме дал М. Ломоносов. К высокому жанру он относил трагедию, оду, эпопею. В них описывалась общественная жизнь, исторические события, мифология. Герои, которые описывались в высоком жанре должна обязательно были быть богами, царями, полководцы. К среднему жанру относились повести, летописи, жития. Героями в этом стиле могли быть и высокопоставленные люди и простые. К низкому жанру относили комедии, басни, сатиры. Героями в них были простые люди. Каждый жанр имеет четкие границы и четкие формальные признаки, не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического обыденного. Главным жанром, конечно, был трагедия. классицистическая литература утвердила принцип « единства места, времени и времени» . Это означало, что действие должно происходить в одном месте и в одно время. Время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля ( время, о котором повествует пьеса, должно быть ограничено одним днем) . Единство времени подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна интрига, и не должно быть никаких побочных действий. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт. Это вытекает из того, что они должны запечатлевать устойчивые, родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких – либо социальных или духовных сил. Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к идеальному эталону, продвижение на этой почве принципа «подражание природе» , который подразумевает строгое соблюдение правил, взятых из античной эстетики. Общественно – воспитательная функция искусства – воспитание гармоничной личности. Классицизм зародился и развивался во Франции: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. – Б. Мольер. Пришел к упадку в 17 веке и возродился в эпоху просвещения – Вольтер, М. Шенье. После великой французской революции рушатся рационалистические идеи и классицизм приходит в упадок и главным стилем европейского искусства становится романтизм. Классицизм в России Русский зародился во второй четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы – А. Д. Кантемир, В. К. . В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив свою национальную самобытность. Особенности русского классицизма: - преобладание национально – исторической тематики над античной: трагедии Сумарокова; - сатирическая направленность. Главным образом писались сатиры, басни, комедии, направленные на конкретные события русской жизни; - обще – патриотический пафос русского классицизма. В конце 18 первой половине 19 века классицизм испытал влияние синтементалистских и предромантических идей: поэзия Державина.
Название этого направления в русском языке обозначает -
образцовый. Существовал в европейской литературе и
искусстве с 17 по начало 19 века.
Особенности классицизма:
В основу эстетики положены принципы рационализма - разум . Художественное произведение
рассматривается с этой точки зрения как создание
искусственное – сотворенное сознательно, разумно
организованное, логически выстроенное.
Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся
на высокие средние и низкие. Такую классификацию в
русском классицизме дал М. Ломоносов. К высокому
жанру он относил трагедию, оду, эпопею. В них
описывалась общественная жизнь, исторические
события, мифология. Герои, которые описывались в
высоком жанре должна обязательно были быть богами,
царями, полководцы. К среднему жанру относились
повести, летописи, жития. Героями в этом стиле могли
быть и высокопоставленные люди и простые. К
низкому жанру относили комедии, басни, сатиры.
Героями в них были простые люди. Каждый жанр
имеет четкие границы и четкие формальные признаки,
не допускалось никакого смешения возвышенного и
низменного, трагического и комического, героического
обыденного. Главным жанром, конечно, был трагедия.
классицистическая литература утвердила принцип «
единства места, времени и времени» . Это означало,
что действие должно происходить в одном месте и в
одно время. Время действия должно быть ограничено
временем продолжительности спектакля ( время, о
котором повествует пьеса, должно быть ограничено
одним днем) . Единство времени подразумевало, что в
пьесе должна быть отражена одна интрига, и не должно
быть никаких побочных действий.
Образы в классицизме лишены индивидуальных черт.
Это вытекает из того, что они должны запечатлевать
устойчивые, родовые, не переходящие со временем
признаки, выступающие как воплощение каких – либо
социальных или духовных сил.
Обращение к образам и формам античной литературы и
искусства как к идеальному эталону, продвижение на
этой почве принципа «подражание природе» , который
подразумевает строгое соблюдение правил, взятых из
античной эстетики.
Общественно – воспитательная функция искусства –
воспитание гармоничной личности.
Классицизм зародился и развивался во Франции: П.
Корнель, Ж. Расин, Ж. – Б. Мольер. Пришел к упадку в 17
веке и возродился в эпоху просвещения – Вольтер, М. Шенье.
После великой французской революции рушатся
рационалистические идеи и классицизм приходит в упадок
и главным стилем европейского искусства становится
романтизм.
Классицизм в России
Русский зародился во второй четверти 18 века в творчестве
зачинателей новой русской литературы – А. Д. Кантемир, В.
К. . В эпоху классицизма русская литература освоила
сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы,
влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив
свою национальную самобытность.
Особенности русского классицизма:
- преобладание национально – исторической тематики
над античной: трагедии Сумарокова;
- сатирическая направленность. Главным образом
писались сатиры, басни, комедии, направленные на
конкретные события русской жизни;
- обще – патриотический пафос русского классицизма.
В конце 18 первой половине 19 века классицизм испытал
влияние синтементалистских и предромантических идей:
поэзия Державина.