Вопросы к стихотворениям осенние пейзажи н.а.заболоцкого 1. где на увиденной картине осеннего дождя находится герой? 2.как он связан с окружающим его миром? 3. какие мысли и образы вызывает у вас слово "утро"? а слово "осень"? 4.чем осеннее утро отличается от простого? 5.почему стихотворения расположены именно в таком порядке? 6.как меняются чувства героя в цикле? чем вызваны эти изменения?
1. под дождём
мой зонтик рвется, точно птица,
и вырывается, треща.
шумит над миром и дымится
сырая хижина дождя.
и я стою в переплетенье
прохладных вытянутых тел,
как будто дождик на мгновенье
со мною слиться захотел.
2. осеннее утро
обрываются речи влюбленных,
улетает последний скворец.
целый день осыпаются с кленов
силуэты багровых сердец.
что ты, осень, наделала с нами!
в красном золоте стынет земля.
пламя скорби свистит под ногами,
ворохами листвы шевеля.
3. последние канны
все то, что сияло и пело,
в осенние скрылось леса,
и медленно дышат на тело
последним теплом небеса.
ползут по деревьям туманы,
фонтаны умолкли в саду.
одни неподвижные канны
пылают у всех на виду.
так, вытянув крылья, орлица
стоит на уступе скалы,
и в клюве ее шевелится
огонь, выступая из мглы.
стихотворение «сентябрь» было написано н. заболоцким в 1957 году. оно относится к пейзажной лирике. в нем поэт признается в своей любви к осенней природе. осень — время, любимое многими поэтами и художниками. все мы помним «золотую осень» левитана. «унылая пора! очей очарованье!
приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, ставшие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. баратынский, пушкин, тютчев — все они писали об осени. свой оригинальный взгляд на осеннюю природу представляет нам н. заболоцкий.
стихотворение построено на основе антитезы. композиционно мы можем выделить в нем две условные части. первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрьский пейзаж:
сыплет дождик большие горошины,
рвется ветер, и даль нечиста.
закрывается тополь взъерошенный серебристой изнанкой листа.
вторая часть — все остальные строфы. мы видим, как мертвый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, пробившимся сквозь облака:
но взгляни: сквозь отверстие облака,
как сквозь арку из каменных плит,
в это царство тумана и морока первый луч, пробиваясь, летит.
и вся природа сразу оживляется, становится яркой, достойной кисти живописца. в финале поэт сопоставляет природу и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. и это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:
нарисуй, словно деревце, зыбкую молодую царевну в венце с беспокойно скользящей улыбкою на заплаканном юном лице.
поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), сравнение («словно деревце, зыбкую молодую царевну в венце»), олицетворение («закрывается тополь взъерошенный серебристой изнанкой листа»).
произведения для сопоставления: ф.и. тютчев «есть в осени первоначальной», а.с. пушкин «осень».
скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахоточной девой» у пушкина).
2. Герой связан с окружающим его миром через свои мысли, чувства и восприятие. Он наблюдает осенний пейзаж, видит окружающую природу и переживает свои эмоции, которые возникают в ответ на эту картину.
3. Слово "утро" вызывает различные мысли и образы у разных людей. Для одного человека утро может быть ассоциировано с началом нового дня, собиранием на работу или школу, пробуждением природы и свежестью. Для других может быть связано с тишиной, покоем и медленным пробуждением мира. Слово "осень" вызывает ассоциации с падающими листьями, прохладным воздухом, изменением цвета природы и наступлением холодного времени года.
4. Осеннее утро отличается от простого тем, что в нем присутствуют осенние атмосфера и признаки времени года. Это может быть видно по цвету деревьев, температуре воздуха, наличию осенних запахов. Простое утро может быть привычным и обычным, без особых изменений в окружающей обстановке.
5. Порядок расположения стихотворений может быть обусловлен различными факторами. Например, они могут быть упорядочены по тематике, чтобы передать последовательность мыслей или эмоциональное развитие героя. Также, порядок может быть определен автором поэзии с учетом его личных предпочтений и намерений.
6. В цикле стихотворений важно обратить внимание на эмоциональные изменения героя. Они могут быть вызваны разными факторами, такими как смена погоды, изменение пейзажа или эмоциональное состояние героя. Чувства героя могут изменяться от радости и восторга до грусти и меланхолии. Эти изменения могут быть вызваны как внутренними причинами, так и внешними воздействиями из окружающего мира.