Во и задания по рассказу Толстого «После бала»
1. Найдите в тексте произведения изобразительно-выразительные средства, при которых передается сила чувств (восторга, влюбленности, а потом тоски, стыда и ужаса) Ивана Васильевича.
2. С какой целью автор использует единоначатие, анафору («Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым»)?
3. Сопоставьте два портрета полковника. Какие детали подчеркивает автор в каждом из них? Как это характеризует отца Вареньки?
4. Объясните поведение полковника после того, как он увидел Ивана Васильевича. Почему он «поспешно отвернулся»?
5. Можно ли назвать полковника человеком двуличным? Докажите свою точку зрения.
6. Почему «сильная любовь» Ивана Васильевича постепенно угасла?
7. Перечитайте портрет Вареньки. Объясните, на основе каких художественных средств формируется отношение читателя к этому персонажу.
8. Почему Иван Васильевич после увиденной экзекуции отказывается служить? Как это характеризует героя?
9. Определите вид композиции произведения. Вспомните произведения с аналогичным построением частей произведения. Как вид композиции понять авторский замысел произведения?
10. Назовите основные сюжетно-композиционные элементы произведения. В какие моменты сюжетного действия наиболее ярко выявляется позиция автора?
11. Первоначально Л.H. Толстой назвал новеллу «Дочь и отец». Как вы думаете, почему автор изменил название? Как название произведения понять авторскую позицию?
2. Автор использует единоначатие и анафору для достижения определенных целей. Одной из основных целей использования единоначатия является усиление впечатления и драматичности событий, которые происходят. В данной цитате: «Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым» единоначатие усиливает впечатление от последовательности действий и подчеркивает их регулярность. Анафора же в данном случае служит для усиления эмоциональной составляющей описываемых событий, что усиливает их эффект на читателя.
3. В рассказе приведены два портрета полковника, которые носят разный характер и подчеркивают разные стороны его личности. Первый портрет представляет полковника как «высокого, с длинной серебристо-черной бородою мужчину», указывая на его высокий рост и почтенность. Второй портрет полковника представлен как «носильного, худого, серого, озябшего человека». Во втором портрете автор подчеркивает физическую утрату и старость полковника, что характеризует его не только как сильного, но и слабого человека. Сравнение двух портретов позволяет нам увидеть изменения во внешности полковника, которые наложились на его моральные качества.
4. Поведение полковника после увиденного Ивана Васильевича можно объяснить его неожиданным и негативным отношением к герою. В рассказе указано, что после того, как полковник увидел Ивана, он «поспешно отвернулся». Скорее всего, поведение полковника вызвано его стыдом за свое прежнее оружие перед Иваном, и он не хочет продолжать общение с ним после такого трогательного шоу.
5. Ответ на вопрос, можно ли назвать полковника человеком двуличным, зависит от того, как мы определяем двуличность. Если двуличность понимается как способность человека менять свое поведение и чувства в зависимости от ситуации, то можно сказать, что полковник является двуличным, так как он вызывает у Ивана влюбленность и тоску во время бала, а затем презирает его после шоу. Однако, если двуличность понимается как ложь и обман, то полковник не проявляет этих черт, так как свои чувства он выражает явно и откровенно.
6. "Сильная любовь" Ивана Васильевича постепенно угасла по нескольким причинам. Во-первых, он узнал о женитьбе Вареньки, что вызвало у него тоску и разочарование. Во-вторых, наказание Ивана поставило точку в их знакомстве и дала Ивану понять, что Варенька обращается к нему с жалостью и сочувствием, а не с настоящей любовью. В-третьих, Иван понял, что его влюбленность была возможностью, и теперь эта возможность ушла, что оставляет его чувства без надежды на будущее.
7. Перечитывание портрета Вареньки помогает читателю формировать определенное отношение к этому персонажу. Автор использует различные художественные средства, чтобы описать Вареньку. Например, автор использует эпитет: «грациозная, красивая, свежая женщина перед темной стеной кабака», чтобы подчеркнуть ее привлекательность. Также автор использует синтаксические средства, такие как повторы: «Но особенно идеального образу обращались внимание на штаны, сапоги и пальто», чтобы усилить впечатление, которое Варенька вызывает у других персонажей.
8. Иван Васильевич отказывается от службы после увиденной экзекуции, потому что он испытал отвращение к насилию и жестокости, которые являются неотъемлемой частью армейской службы и военной дисциплины. Отказ от службы свидетельствует о его чувстве справедливости и нравственности, а также о его отвержении военного образа жизни и насилия в любой форме.
9. Композиция произведения может быть определена как новелла. Новелла подразумевает рассказ, в котором основное внимание уделяется отдельной ситуации или эпизоду, не имеющему длительного развития. Цель такой композиции - передача определенного настроения и эмоциональной силы. Поэтому новеллу можно рассматривать как авторский замысел произведения, в котором основное внимание уделяется передаче силы чувств героя.
10. В основе сюжетно-композиционных элементов произведения «После бала» лежит история Ивана Васильевича и его влюбленности в Вареньку. Основные моменты сюжетного действия, в которых наиболее ярко выявляется позиция автора, - это их встреча на балу, шоу с участием Ивана и его последующая экзекуция. В этих моментах автор ярко передает эмоциональные состояния и переживания героев, а также подчеркивает нравственную проблематику истории.
11. По мнению автора, Л.Н. Толстого, название «После бала» лучше отражает основную идею и настроение произведения. Замена названия с «Дочь и отец» на «После бала» указывает на то, что основное событие, которое происходит в произведении, порождает последствия и влияет на дальнейшую судьбу героев. Толстой акцентирует внимание на той эпохе жизни героев, которая наступает после бала, когда обнаруживаются изменения в их отношениях и становятся очевидными их истинные чувства и личности.